2018-08-29

Глобальное вымирание на Земле: ученые нашли причину

Пермское вымирание на Земле стало одним из пяти масштабнейших за всю историю из-за разрушения озонового слоя галогенами Сибирских траппов.

К такому выводу пришли геолог Майкл Бродли и его коллеги, работа которых опубликована в журнале Nature Geoscience. Об этом сообщает Naked-Science.

По данным ученых, масштабные кислотные дожди изменили химический состав океанов. Всего за несколько десятков тысяч лет биосфера потеряла больше 90% всех морских организмов и больше 70 жителей суши. Зато это привело к развитию архозавров.

Причиной "великого" вымирания часто называют масштабное и многолетнее излияние Сибирских траппов. Они наполнили атмосферу парниковыми и просто токсичными газами, в результате чего вызвали глобальную климатическую катастрофу.

"Мы пришли к выводу, что большой запас галогенов, хранившийся в сибирской литосфере, во время вулканических извержений был отправлен в атмосферу Земли. Эффективно разрушал озоновый слой и способствуя массовому вымиранию", – рассказал Бродли.

В частности, опасными элементами оказались фтор, хлор, бром, йод, астат. В чистом виде они токсичны. Также многие летучие соединения, включая фтор- и хлорводород, могли сыграть особую роль в том, что Пермское вымирание стало таким масштабным.

До этого литосфера древних Сибирских траппов содержала большие количества галогенов, которые копились в предыдущие геологические эпохи. Насыщение атмосферы газами могло сделать ее токсичной, усилить парниковый эффект и климатические изменения.

Реакции галогенов в верхних слоях атмосферы могли также привести к деградации озонового слоя, открыв поверхность планеты воздействию космической радиации.

Под ней высвобождение галогенов могло усилиться, запустив цикл с положительной обратной связью. Это привело к климатической катастрофе и почти полному исчезновению жизни на Земле. Пермское вымирание произошло около 252 миллионов лет назад.