2006-10-16

Газ дровами не заменишь. А придется

Украина не торопится увеличивать собственную добычу голубого топлива
    
Крымская промышленность запасается резервным топливом. Дополнительные расходы хоть и расстраивают производственников, но дают уверенность в том, что не придется простаивать, случись опять зимой нехватка природного газа. И это притом, что полуостров буквально окольцован газовыми месторождениями, прогнозные запасы которых, особенно на глубоководной части Черноморского шельфа, измеряются миллиардами кубометров. Но в отличие от государств-соседей, наша держава особого интереса к ним не проявляет.
    
Миллионы на мазут
    
Еще в июле крымский Совмин определил перечень предприятий, которым будут урезаться поставки природного газа в случае его нехватки. К тем, кто лишится голубого топлива в первую очередь, отнесли наиболее энергоемкие промышленные гиганты — Крымский содовый завод, «Крымский Титан» и «Крымтеплоэлектроцентраль». Кроме них, претендентов на отключение еще 23, это предприятия так называемой второй очереди ограничения подачи газа.

Чтобы не простаивать из-за недостатка газа, «Титан» решил потратиться на создание запаса резервного топлива. Технический директор компании Валерий Калмыков сообщил на коллегии Минтопэнерго Крыма, что мазута закупили на 5 млн. грн. Научил прошлогодний опыт, когда из-за дефицита энергоресурсов крымским производственникам пришлось внепланово отдыхать. Правда, отвлечение таких сумм из оборота может позволить себе далеко не каждый. Во-первых, деньги должны работать, а не лежать мертвым грузом. Во-вторых, когда предприятие в долгах как в шелках (как, например, «КрымТЭЦ», которая не может рассчитаться с поставщиками топлива из-за того, что бюджет не компенсирует разницу в тепловом тарифе), то едва ли ему удастся наскрести на резервное топливо пару-тройку миллионов. Есть, правда, и такие, кто деньги изыщет, как Крымский содовый, но без голубого топлива все равно обойтись не сможет, технология производства не позволит. Но едва ли найдется хоть одно промышленное предприятие, которое не задавалось бы вопросом: а будет ли зимой газ и по какой цене?

Председатель правления ООО «Завод «Фиолент» Александр Баталин еще не теряет надежды, что покупать его разрешат у «Черноморнефтегаза», как это было до июля нынешнего года. Хотя, похоже, напрасно. Приказ Кабмина: «отечественный газ — народу, а предприятиям — импортный» — никто не отменял и делать это не собирается. На днях министр украинского ТЭК Юрий Бойко официально заявил, что газ собственной добычи будет использоваться только для нужд населения.

Нововведение расстроило промышленников и ударило по карману «Черноморнефтегаза». Первый зампредседателя правления ГАО Александр Шибирин говорит, что из-за запрета продажи газа промышленным потребителям компания недополучила около 48 млн. грн. дохода. В результате вынуждена сокращать производственную программу увеличения добычи углеводородов. Хотя при стабильном наращивании добычи в ближайшие год-два вполне могла бы обеспечить собственным газом не только население полуострова, но и промышленных потребителей.
    
Тайны шельфа
    
Специалисты нефтегазовой отрасли уже мозоли на языках натерли, повторяя, что энергетическая независимость Украины во многом связана с разработкой и освоением глубоководного шельфа Черного моря. Однако в этом вопросе среди стран Черноморского бассейна наша держава выглядит довольно скромно. А соседи наши времени даром не теряют. Турция еще в 1995 г. привлекла американские компании к разведке глубинных структур в западной и центральной частях Черного моря и вышла в лидеры по добыче. Догоняют ее Румыния, Болгария и Грузия, которые тоже активно занимаются освоением своих участков шельфа. В начале 2004 года ряды черноморских бурильщиков пополнила и Россия, не самая бедная по запасам углеводородов страна.

Первый шаг Украины на этом пути сделан в апреле нынешнего года, когда был назван победитель первого конкурса на разработку глубоководного шельфа Черного моря. Им, вопреки прогнозам специалистов, признали не слишком известную в нефтяных кругах швейцарскую «дочку» американской компании Vanco Energy Company — Vanco International ltd. Какие заслуги позволили ей обскакать таких нефтяных гигантов, как Hunt Oil, Shell и ExxonMobil, неизвестно, но злые языки сразу же назвали результаты конкурса необъективными. По всей видимости, есть в этом доля истины. Vanco известна в мире как компания, ведущая разработку месторождений нефти и газа на больших глубинах на Африканском шельфе. Она владеет лицензиями на разработку недр в Марокко, Кот-д'Ивуаре, Гане, Экваториальной Гвинее, Габоне и Мадагаскаре. Однако практически всегда работает в партнерстве с другими компаниями, выступая в роли оператора, то есть несет ответственность перед правительством принимающего государства за организацию и проведение комплекса работ. Несмотря на это, в Украине Vanco удалось заполучить немалый кусок нефтегазового пирога площадью около 13 тыс. кв. км, прогнозные запасы газа на котором около 30 млрд. куб. м, а нефти — несколько десятков миллионов тонн. В последних числах июня она подписала контракт с итальянской Atwood Southern Cross, «дочкой» Atwood Oceanics Pacific Limited (США), на выполнение совместных работ по бурению первой глубоководной скважины, приступить к которым планируется не ранее августа 2007 года. Но прежде чем приступать, необходимо заключить соглашение о разделе продукции, что постоянно откладывается, видимо, не только из-за смены правительства, но и из-за непомерных аппетитов иностранцев. Vanco хочет получать 70% объемов добытых ресурсов до момента полной компенсации понесенных ею затрат на разведку и организацию добычи и 60% от добытого — в последующий период. Впрочем, у швейцарцев появились и другие проблемы с подписанием соглашения.

Новый Кабмин решил, что освоением шельфа должны заниматься исключительно государственные компании. В начале сентября специалисты даже прогнозировали пересмотр итогов тендера и уход Vanco из Украины. При этом все прекрасно понимали, что ни у государства, ни у отечественных частных инвесторов нет необходимых средств да и технологий для того, чтобы разрабатывать шельф самостоятельно. Разведка и бурение одной только скважины обходится в $60 — 100 млн., а годовой бюджет НАК «Недра Украины» на геологоразведку не превышает 60 млн. грн. Если прибавить к этому расходы на приобретение дорогостоящего оборудования и технологий, обучение специалистов, становится очевидно: такие расходы нам не по карману. Зачем же тогда громогласно заявлять, что мы сами с усами?

Правда, определенного положительного результата Кабмин все же добился: теперь в очередной раз пересматривается процентное соотношение раздела продукции. Со слов первого замминистра охраны окружающей среды Сергея Глазунова, можно сделать вывод, что речь идет о 70 — 80% на первом этапе и 50% на 50% — на втором. Подписать соглашение планируется в декабре.
    
Все будет о,кей?
    
Эти планы пока тоже достаточно туманны, так как складывается впечатление, что разрабатывать шельф просто невыгодно определенным кругам в верхних эшелонах власти, ведь в случае активного наращивания собственной добычи необходимость в импортном газа будет постепенно сокращаться, а вместе с ней — и «чаевые» от сделок с россиянами. В крымском контексте ситуация выглядит так: мы живем буквально на газе, имеем свою газодобывающую компанию, но не даем ей обеспечивать топливом промышленные предприятия, а их заставляем из-за «недостатка» газа переходить чуть ли не на дрова.