2006-09-18

Бриллиантовый передел <BR><I>Путин дал добро на участие России в алмазной экспансии</I>

Недавний визит президента России Владимира Путина в ЮАР резко изменил ситуацию на мировом рынке алмазов. Встреча российского лидера с "алмазным королем планеты" Николасом Оппенгеймером завершилась подписанием меморандума, в соответствии с которым компания De Beers и российская алмазная корпорация "АЛРОСА" смогут создавать по всему миру совместные предприятия по разведке и добыче алмазов. Таким образом, они обойдут решение Еврокомиссии, запретившей De Beers с 2009 года закупать алмазы у российской компании, чтобы пресечь монополизм Оппенгеймера. Меморандум свидетельствует о потеплении отношений между двумя "бриллиантовыми империями"…

Династия Оппенгеймеров почти 100 лет сохраняет контроль над крупнейшей корпорацией, практически монополизировавшей сбыт необработанных драгоценных камней в мире. Основателем династии является прадед сегодняшнего владельца De Beers Эрнст Оппенгеймер. В начале ХХ века брокерская компания Dunkelsbuhler&Company, занимавшаяся операциями с бриллиантами, отправила его представителем в Южную Африку. Сделав головокружительную карьеру, Эрнст в конечном итоге стал председателем правления De Beers, а в 1930-м приобрел контрольный пакет акций компании. Своим именем компания обязана двум братьям — Йохану и Дидерику Де Бирс, владевшими в середине XIX века участком, ставшим позже местом крупнейших алмазных приисков. Сейчас 45% акций компании принадлежит концерну Anglo American Plc, основанному семьей Оппенгеймер. Еще 40% — фирме Central Holdings Limited, которая также контролируется династией. 15% принадлежит правительству Ботсваны. На сегодняшний день на рудниках De Beers добывается 55% всех алмазов в мире.

В последние годы De Beers вышла на ювелирный рынок под маркой De Beers LH, создав совместное предприятие с LVMH — французским лидером мирового рынка роскоши.

Нынешний глава компании Николас (Ники) Оппенгеймер занял пост председателя совета директоров 4 года назад. До него у руля "алмазодобычи" стояли его отец Гарри Оппенгеймер и дед сэр Филипп Оппенгеймер. Именно сэр Филипп создал существующую ныне систему алмазной торговли, в соответствии с которой большая часть всех необработанных алмазов мира, где и кем бы они ни добывались, поступает на рынок только через посредничество De Beers. Нынешний наследник бизнеса — Джонатан Оппенгеймер работает в ЮАР на предприятиях корпорации.

История партнерства De Beers с Советским Союзом уходит корнями в хрущевскую "оттепель". В 1959 году сэр Филипп Оппенгеймер посетил Москву и договорился с советским руководством наладить массовую продажу советских алмазов на мировом рынке через учрежденный двумя сторонами концерн England Trade в Лондоне. Фактически концерн скупал якутские алмазы за половину стоимости, но другой технологии выхода на мировые рынки Советский Союз не видел и был доволен стабильным источником валютных поступлений. Оппенгеймер настолько вошел в доверие к Кремлю, что летом 1976 года стал первым иностранцем, допущенным на рудники в Якутию. К моменту развала СССР объем закупок советских алмазов увеличился с $56 000 в 1959 году до $1 млрд. в 1991-м. Отношения между Россией и алмазным монополистом испортились при Борисе Ельцине, которого раздражала диктаторская позиция Оппенгеймеров. В 1995 году российская сторона не пожелала продлить соглашение, поэтому в конце 1996 года De Beers поставила ультиматум, вообще отказавшись закупать якутские алмазы. Попытки продать их в обход бывшего партнера оказались неудачными. И постепенно отношения россиян с Оппенгеймерами восстановились, перейдя из сферы правительственного регулирования в бизнесовую.

В 1993 году на базе НПО "Якуталмаз" была создана компания "АЛРОСА", которая и продолжила контакты с De Beers. Сейчас "АЛРОСА", акционерами которой являются "Росимущество", министерство по управлению государственным имуществом Якутии, физические и юридические лица, а также 8 улусов (районов) Якутии, занимает четверть мирового рынка алмазов. В 2005 году компания реализовала основной продукции с учетом добываемых африканских алмазов на $3,1 млрд., в том числе бриллиантов на $143,7 млн. Чистая прибыль в I полугодии 2006 года составила 4,8 млрд. рублей. Значительная часть товара продается через De Beers.

Это не понравилось Еврокомиссии. В 2003 году еврочиновники "наехали" на соглашение между "АЛРОСА" и De Beers, по которому последняя ежегодно могла закупать российских алмазов на $800 млн. Они посчитали, что это нарушает антимонопольное законодательство, так как "АЛРОСА" теоретически могла бы превратиться в конкурента De Beers. В начале 2006 года претензии превратились в ультиматум: Еврокомиссия потребовала от De Beers полностью прекратить с 2009 года закупки алмазов у "АЛРОСА". "АЛРОСА" подала в Европейский суд иск к Еврокомиссии, где утверждает, что ее права свободно выбирать партнера были нарушены, поскольку решение касалось только обязательств De Beers, а не собственно взаимоотношений этой компании с истцом. Таким образом, Еврокомиссия нарушила Регламент о свободе заключения контрактов и их соразмерности.

Впрочем, отношения с De Beers испортились не поэтому. В 2002 году, решив вступить в ВТО, Россия приступила к масштабной либерализации алмазного рынка. Указом президента российские огранщики получили право самостоятельно экспортировать часть покупаемого сырья, а "АЛРОСА" — право торговать алмазами без ограничений. Правда, выйти на рынок им снова, как и в середине 90-х, не удалось, но De Beers происходящее насторожило. К тому же неудачной оказалась и попытка Оппенгеймеров заниматься алмазодобычей в России. В конце 1990-х годов De Beers приобрела 27,05% акций "Севералмаза", владеющего лицензией на разработку крупнейшего в Европе месторождения "Ломоносовское". Однако спустя два года продала свой пакет "АЛРОСА". Другой алмазный проект в Архангельской области — "Верхотина" (с запасами стоимостью $5,5 млрд.) — вот уже восемь лет является предметом судебной тяжбы. Канадская ADC, контрольный пакет которой принадлежит De Beers, судится в международных судах из-за лицензии с ее владельцем ОАО "Архангельскгеолдобыча" и его крупнейшим акционером "Лукойлом".

Так что подписанное в Кейптауне соглашение можно назвать историческим. Оно открывает новую страницу в непростых отношениях многолетних партнеров. Фактически между АК "АЛРОСА" и De Beers установлена договоренность провести передел алмазного рынка планеты. Это выражается в создании совместных компаний для проведения геологоразведочных работ на территории Российской Федерации, а также в других регионах мира, включая Африку. По слухам, Путин дал команду подписывать документ только после того, как Оппенгеймер согласился отдать российской стороне контрольный пакет акций СП.