2006-10-04

Австралия. Главная причина развития жизни - это движение литосферы, считают ученые

Главная причина бурного развития живой жизни на планете, начавшегося более 500 млн лет назад, - это движение литосферы - твердой оболочки Земли - Как сообщает сегодня журнал "Нью сайентист", к такому выводу пришли австралийские ученые. По их мнению, толчком для "биологического взрыва", приведшего к замене примитивных одноклеточных организмов на более сложные формы жизни, послужила тектоника литосферных плит Гондваны.

Этот гипотетический мега-материк, по мнению геологов, возник в Южном полушарии примерно 600-750 млн лет назад и около 150 млн лет назад распался на отдельные континенты. В состав Гондваны входили большая часть современной Южной Америки, Африки, остров Мадагаскар, Аравийский полуостров, Индостан, Австралия и, вероятно, Антарктида.

Австралийцы полагают, что 650-515 млн назад произошла серия столкновений крупных континентальных блоков Гондваны. То, что сейчас является Аравийским полуостровом, Индией и Антарктидой, - "наехало" на восточную часть литосферной плиты, известной нам сегодня как Африка. В результате образовалась Трансгондванская горная гряда шириной в тысячу километров, протянувшаяся вдоль экватора на 8 тыс км.

Экваториальные дожди способствовали быстрому по геологическим понятиям выветриванию этих исполинских гор и вымыванию осадочных пород в океан.

Таким образом в воду было вымыто более 100 млн кубических километров породы. Этого достаточно, например, чтобы покрыть всю территорию современных США слоем осадков толщиной 10 км. То, что не было "унесено в море", можно увидеть и сегодня - остатки Трансгондванской гряды предстают нам в виде скал в иорданской Петре.

Эти осадочные породы открыли новые эволюционные возможности, поскольку в океане оказалась "критическая масса" веществ, необходимых для развития сложных форм жизни, таких, как фосфор, железо, кальций и ионы бикарбоната.

Резкое развитие жизни на Земле в ту эпоху после почти трех миллиардов лет "затишья" до сих пор считается научной загадкой. Ученые до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, почему в так называемый эдиакаранский период геологической истории /примерно 570 млн лет назад/ планету стали осваивать многоклеточные организмы. Новое открытие ученых позволяет приоткрыть завесу тайны над теми далекими эпохами.

"Завтра"