Как показывает анализ информационного пространства, интерес к проблемам укрупнения регионов в настоящее время настолько высок, что, наверное, пора переходить от общих рассуждений на эту тему к более детальному анализу различных (экономических, политических, национальных и пр.) аспектов процесса региональной интеграции.
Одним из таких важнейших аспектов являются перспективы возрождения геологоразведочной отрасли страны, о которых 11 ноября говорил на заседании Правительства РФ министр природных ресурсов России Юрий Трутнев.
В течение последних месяцев ‘Д’ неоднократно поднимал тему упадка геологоразведочной отрасли в Удмуртии, показав, что немалая вина за это ложится на руководство республиканского Министерства природных ресурсов.
В свою очередь, несколько других изданий, таких как ‘Известия Удмуртской Республики’, ‘Федеральный вестник’, подхватили тему, обратив при этом внимание на то, что в соседнем с Удмуртией регионе – Пермской области – при схожих, в целом, условиях ситуация с геологоразведкой резко отличается в лучшую сторону. И, наверное, не случайным является то, что весной этого года губернатор Пермской области Юрий Трутнев был приглашен занять такой важный в сегодняшних условиях пост, как должность министра природных ресурсов России. Кроме того, ряд наблюдателей отмечают, что нынешний взлет пермского губернатора объясняется не только успехами в наведении порядка с природными ископаемыми, но и тем, что начатое под его руководством вхождение Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермскую область фактически положило начало процессу укрупнения регионов в современной России.
11 ноября Юрий Трутнев выступил на заседании Правительства РФ с докладом о долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Констатировав, что после 1992 года в стране произошло лавинообразное падение объемов поисково-разведочного бурения и сейсморазведочных работ, министр предупредил: ‘Приближаются сроки полного исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов отдельных ископаемых’. По прогнозам специалистов, эксплуатируемые запасы нефти и других важнейших ископаемых иссякнут уже в 2015 году. При этом министр напомнил, что геологическая подготовка месторождений затягивается на 15-30 лет. Поэтому нужно действовать без промедления, поскольку в случае ‘паузы в воспроизводстве минерального сырья впоследствии никакими финансовыми средствами не удастся решить проблему дефицита полезных ископаемых’.
Юрий Трутнев предложил на выбор два варианта государственной программы возрождения геологоразведки – инерционный и перспективный. За 15 лет действия программы всего в российскую геологоразведку государству предстоит вложить по ‘инерционному’ варианту 176 млрд рублей, по ‘перспективному’ – 255 млрд рублей. При этом на каждый вложенный государством в геологию рубль будет приходиться 10 рублей привлеченных инвестиций. В законодательство уже внесено изменение, предусматривающее право компаний-недропользователей, вложивших средства в разработку недр, получать первоочередное право на пользование месторождением без аукциона.
В число наиболее перспективных для разведки нефти и газа районов, по мнению Минприроды РФ, кроме Западной и Восточной Сибири входит Тимано-Печорский бассейн. И вот тут как раз вырисовывается тот самый ‘геологический’ аспект темы укрупнения регионов. Дело в том, что ни в Республике Коми, ни в Ненецком автономном округе, ни в Архангельской области, которые располагаются на территории малоосвоенного и изученного Тимано-Печорского бассейна, отсутствуют собственные серьезные геологоразведочные предприятия. В то же время такие регионы, как Пермская область и Удмуртия, существующие в рамках Волго-Уральской нефтегазоносной провинции (освоенность начальных суммарных углеводородных ресурсов которых составляет 78%), накопили к настоящему времени серьезный геологоразведочный опыт.
Проблема состоит в том, что существующие административные барьеры между субъектами федерации стали сегодня препятствием для эффективной деятельности геологоразведочных организаций. К сожалению, констатируют специалисты, границы административные не совпадают с границами геологическими. Сейсморазведочные профили, или прокладываемые геологами, не должны заканчиваться там, где начинается другой регион. В принципе, в последнее время сделан серьезный шаг к ликвидации местничества в сфере полезных ископаемых – основные функции в этой сфере от субъектов федерации переданы территориальным управлениям российского Минприроды. Однако геологоразведчики отмечают, что было бы полезно уменьшить количество и этих инстанций. Кроме того, по-прежнему сохраняется возможность вмешательства региональных чиновников в работу геологов, исходя из собственных местнических интересов, что, в частности, показали события вокруг созданного недавно пермско-удмуртского геологоразведочного предприятия ‘Уралнефтегазгеофизика’.
Отдельную тему составляет проблема накопленного в стране еще с середины прошлого века фонда геологической информации. В ‘смутное время’ реформ часть этого стратегического информационного ресурса благодаря действиям региональных чиновников попала в распоряжение коммерческих структур. А это напрямую противоречит интересам не только геологоразведки, но и национальной безопасности.
‘Д’ собирается продолжить обсуждение геологоразведочного аспекта проблемы укрупнения регионов. Тем более что нами уже подготовлен ряд вопросов на имя министра природных ресурсов России Юрия Трутнева, ответы на которые мы надеемся опубликовать в одном из следующих номеров.