Аукционы по продаже лицензий на право пользования недрами будут проводиться на базе универсальной товарной биржи «Контрактовый дом УМВБ», выигравшей тендер Госкомитета по природным ресурсам. Первый аукцион планируют провести уже в начале октября, однако кардинальных изменений в лицензировании недропользования вряд ли стоит ожидать. Кроме аукциона, желающим разрабатывать месторождения понадобится получение дополнительных разрешений и согласований у местных властей.
В конкурсе по отбору бирж на проведение аукционов по продаже лицензий на право пользования недрами приняло участие четыре претендента: три киевские торговые площадки и одна одесская. Преимущество УМВБ перед другими претендентами оказалось в том, что эта биржа уже не первый год проводит аукционы по продаже земельных участков. А одним из обязательных условий к участникам конкурса как раз выдвигалось требование о наличии опыта проведения торгов по продаже госсобственности.
Теперь Госкомитету по природным ресурсам необходимо составить регламент проведения аукционов, после чего можно будет говорить о конкретных сроках объявления и проведения торгов. Определять перечень участков недр будет Госкомитет по природным ресурсам. По мнению исполнительного директора «Универсальной товарной биржи «Контрактовый дом УМВБ» Александра Рудиченко, вся подготовительная работа займет около недели-двух, затем в «Урядовому кур’єрі» будет опубликовано объявление с датой проведения торгов. На подготовку к аукциону будет отведено от 40 до 60 дней.
Согласно постановлению Кабмина, аукционы будут проводиться за счет потенциальных покупателей, которым придется оплачивать стоимость информации об участке (содержащую квалификационные требования к покупателям, условия пользования объектом, проект договора и геологические данные), а также вносить средства за участие в аукционе. Биржа за свои услуги, предположительно, получит не более 1%.
По словам Александра Рудиченко, заявку на участие может подать любой желающий — как юридическое лицо, так и физическое. Но вместе с тем в порядке, предложенном Кабмином, оговорен перечень документов для потенциальных участников, который реально могут иметь лишь компании, работающие с полезными ископаемыми. По мнению специалистов, эта норма позволит исключить возможность дальнейшей перепродажи полученных лицензий.
Ранее для выдачи лицензии на пользование недрами предусматривался конкурсный отбор, но, как правило, лицензии выдавались без него. Отсев желающих шел на уровне местных властей. Скорее всего, не удастся избежать этого и при новой системе, поскольку победителю аукциона все равно понадобится решать с Госкомземом вопросы землепользования, а прогнозировать, сколько времени и средств уйдет на это, весьма сложно. Например, одним из существенных преимуществ покупки на аукционе земельных участков является то, что их продажа осуществляется со всеми полностью согласованными документами, удостоверяющими право собственности покупателя на землю. Это позволяет сократить оформление прав собственности до нескольких дней, тогда как на получение всей разрешительной документации собственными силами, как правило, уходит не менее года, а то и полтора. С аукционами по продаже лицензий этот вопрос пока не урегулирован.
Кроме этого, при проведении каждого аукциона для покупателей определяются квалификационные условия. В случае несоответствия им претендент может быть не допущен к торгам. Формальные причины для отказа могут быть самыми разными — начиная от несоответствия квалификационным требованиям и заканчивая неудовлетворительным состоянием работ на участках недр, на пользование которыми у данного претендента уже есть лицензия. Поэтому существует опасение, что данная норма может использоваться для выведения из состава участников неугодных фирм. Еще один малоприятный момент аукционной формы выдачи лицензий — это возможность возникновения конфликтных ситуаций, а также судебных разбирательств, поскольку предполагаемый механизм продажи права пользования украинскими недрами, скорее всего, приведет к существенному перераспределению рынка полезных ископаемых. На 80% месторождений, которые требуют предоставления лицензий в 2004 г. (в том числе и их переоформления), претендуют от двух до десяти кандидатов. Ситуация со сменой недропользователя в случае внедрения аукционной системы теоретически возможна на 30 — 40% месторождений, т. е. где-то на 350 объектах. Опасения по этому поводу ранее высказывало руководство Госкомитета по природным ресурсам. Например, далеко не все захотят уступать место более удачливым конкурентам, выигравшим на аукционе. Тем более, если компания вкладывала средства в развитие месторождения и развивала там производство, она вряд ли захочет уходить со «своего» месторождения только из-за того, что на аукцион пришел кто-то побогаче и ей не удалось переоформить лицензию. Как результат — объект годами будет простаивать в ожидании завершения судебных разбирательств и смены собственника.