Институт нефти и газа – одно из самых юных структурных подразделений АГТУ. В июне 2005 года ему исполнилось пять лет.
Позади самый сложный этап становления, когда все начиналось с чистого листа. И освоение новых, нетрадиционных для нашего региона специальностей. И подбор преподавательских кадров.
В прошлом году конкурс на специальности нефтегазового профиля достигал восемнадцать человек на место. И это, наверно, один из самых убедительных показателей того, что институт свое появление на свет оправдал.
Каковы же были предпосылки открытия специальностей нефтегазового профиля в Архангельском государственном техническом университете? С этого вопросы мы начинаем беседу с Николаем Ивановичем Дундиным, директором Института нефти и газа, доцентом, кандидатом технических наук.
– О том, что Россия должна прирастать Сибирью и Севером, сказал еще наш великий земляк, Михаил Васильевич Ломоносов. И сегодня мы можем с уверенностью заявить: его прогнозы подтвердились! Запасы полезных ископаемых, в частности, углеводородного сырья на Европейском Севере стали открываться уже в 30-40-е годы XX века. И первое месторождение было открыто в республике Коми. Дальше – больше. И в 70-80-е годы на территории Ненецкого автономного округа были открыты колоссальные запасы углеводородного сырья, то есть, нефти и газа. А осваивать эти месторождения просто руки не доходили. В тот период активно осваивалась Западная Сибирь. Все мы помним Саматлор, Уренгой…
Вопрос о том, чтобы в нашем институте, в то время АЛТИ, начать готовить специалистов нефтегазовой отрасли, возникал и неоднократно обсуждался. Но в тот период идея открытия нефтяных специальностей по ряду причин так и не получила своего развития.
В начале 90-х годов СССР распался. Была разрушена и общесоюзная система подготовки нефтяников. Вузы этого профиля остались за пределами России, в Азербайджане, Украине. В Грозном был разрушен нефтяной институт. Поэтому освоение северных месторождений и обеспечение их разработок профессиональными кадрами приобрело особую актуальность. Идея готовить специалистов нефти и газа здесь, на Севере, претворилась в жизнь благодаря объединению усилий единомышленников самых разных структур. Было понимание в администрации Архангельской области. Были инициативные люди, работники "Архгеолдобычи". Было намерение руководства университета это начинание осуществить. И вот в 1997 году наш университет объявил прием на первый курс нефтяных специальностей: машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов – на механическом факультете; проектирование сооружений и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ – на строительном факультете; разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений – на лесоинженерном факультете (теперь это факультет природных ресурсов). На этом же факультете открылась первая кафедра нефтяного профиля – кафедра разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
Ее возглавил Юрий Васильевич Семенов, заслуженный геолог России, кандидат технических наук. Он и сегодня работает в нашем институте. В 1998 году мы открыли еще одну специальность – бурение нефтяных и газовых скважин – на лесоинженерном факультете.
К 2000 году количество студентов на очной форме обучения превысило 350 человек. И в мае 2000 года на ученом совете университета было принято решение о создании самостоятельного структурного подразделения. Его назвали Институтом нефти и газа.
– С какими достижениями пришел к своему первому пятилетнему юбилею Институт нефти и газа?
– За пять лет наш институт выпустил около 600 специалистов. Большая часть из них работает по специальностям, в нефтяных компаниях. Мы запросили справку в Центре занятости населения с 2000 по май 2005 года. За этот период число обратившихся в Центр наших выпускников по разным специальностям и в разное время не превышает пяти человек. На 1 июня 2005 года лиц, зарегистрировавшихся на бирже труда, нет. Это говорит о востребованности наших кадров. Поскольку подготовка студентов началась с 1997 года, первый выпуск был в 2000 году и состоял он всего из восьми человек. Число студентов у нас резко возрастает. В частности, в этом году по всем формам обучения, очной, заочной и вечерней, Институт нефти и газа закончили 190 человек.
Все, что касалось преподавания специальных дисциплин, мы начинали с чистого листа. За пять лет у нас полностью решена проблема обеспечения учебной и учебно- методической литературой. Есть электронная библиотека, которая так и называется "Нефть и газ". Основную часть ее на электронных носителях мы купили в Уфинском нефтяном техническом университете. Эта библиотека, насчитывающая более тысячи наименований источников, учебников, методичек, монографий, справочников, размещена в электронной версии библиотеки университета. Мы попали в список организаций обязательной рассылки информационных листов по издательствам.
На сегодняшний день на кафедрах созданы и продолжают совершенствоваться специализированные лаборатории. Приобретен имитатор бурения. Как пилот получает навыки управления летательным аппаратом на тренажере, так и у нас теперь есть такой аппарат, на котором можно на имитационных моделях получать навыки бурения.
Любой вуз, как говорит наш уважаемый ректор Олег Михайлович Соколов, без науки превращается в профтехучилище. Мы в эту категорию точно не попадаем. Но с кадрами, честно говоря, тоже есть проблемы. У нас основная масса преподавателей – производственники, закончившие советские нефтяные вузы, отработавшие на Севере всю трудовую жизнь. Люди активные, энергичные, неравнодушные к проблемам отрасли. Но производственникам заниматься наукой сложно. И вот год назад к нам пришел заведующий кафедрой транспорта и хранения нефти и газа Марсель Григорьевич Губайдулин, доктор геолого-минералогических наук. Он является руководителем научного направления в университете по нефтегазовой отрасли.
Наши студенты ежегодно выступают с докладами на конференциях в АГТУ, а также выезжают за пределы области, в Ухтинский государственный технический университет, Уфинский нефтяной технический университет, в Санкт-Петербургский горный университет. И везде достойно выступают. И даже получают гранты, которые дают право для поступления в аспирантуру некоторых вузов без вступительных экзаменов.
– Раз уж мы начали разговор о студентах, скажите, какой у вас в Институте нефти и газа конкурс на место?
– Один из самых высоких в университете. На четыре наших специальности – от 14 до 18 человек на место. Ежегодно на бюджет у нас поступают 50 человек. Если говорить о студентах, люди они все молодые, жизнерадостные. Не только ведь учебой должны жить. Наши ребята активно занимаются спортом, добиваются прекрасных результатов. В АГТУ есть переходящий кубок по футболу. За пять лет он уже третий раз в нашем институте, и это среди 12 подразделений университета. Студенты занимаются художественной самодеятельностью. Жизнь у ребят разносторонняя.
– Наверно, немаловажную роль в становлении Института сыграли предприятия отрасли, нефтяные компании?
– Любое новое дело можно решать в гордом одиночестве, все проблемы и неприятности при этом хлебать полными ложками. Но гораздо лучше, если есть понимающие и поддерживающие организации, которые в этом заинтересованы. Мы достигли на сегодня такого понимания. Еще три года назад производственники не торопились выдавать хвалебные отзывы о наших выпускниках. Мол, время покажет, что за специалист из него получится… А сейчас дают о наших выпускниках очень положительные характеристики. Цели у нас одинаковые. Мы учим будущих нефтяников и газовиков. И производственники, осознавая, что без их участия специалистов подготовить невозможно, всячески помогают нам. Мы им всем очень благодарны.
– Будут ли востребованы в достаточной мере специалисты вашего профиля в северо- западном регионе?
– Думаю, что да. В 2004-05 годах под эгидой Департамента природных ресурсов администрации Архангельской области и нефтяных компаний проходили различного рода совещания. В том числе – выездное совещание Министерства природных ресурсов по освоению запасов углеводородного сырья и месторождений в Северо-Западном федеральном округе. Планы грандиозные. Принято решение – до 2015-20-х годов наращивать объем добычи нефти и газа. После этого лет двадцать-двадцать пять уровень добычи останется стабильным. Это только по открытым месторождениям. А сколько еще предстоит открывать! Ведь Арктический шельф не изведан. Белых пятен на Севере много. И как утверждают специалисты, объем разведанных запасов на территории региона составляет не более 50 процентов. А еще 50 процентов предстоит разведать. И не исключено, что наши выпускники будут первооткрывателями.