В последнее время о каменном угле чаще вспоминают в контексте проблем – выбросов метана, подтоплений районов угледобычи, нерентабельности работы шахт и т.д. Но при определенных условиях угольная промышленность Украины может стать основой развития не только Донбасса как основного региона, где сосредоточены шахты, но и украинской экономики в целом. Для этого есть все условия, и в первую очередь – мощная сырьевая база, в чем настойчиво убеждают геологи, утверждающие, что отечественных запасов угля хватит почти на 300 лет
Запасы каменного угля являются основной сырьевой базой, снабжающей Украину и другие государства СНГ энергетическим и технологическим топливом. Наша страна имеет огромные его ресурсы – 117,3 млрд. т (разведанных – 52,6 млрд. т). 92,4% от общих запасов угля в Украине составляет уголь Донбасса (из них 30,3% – коксующегося угля, 13,9% – антрацитов).
Интенсивная отработка запасов угля этого региона как одного из наиболее старых и освоенных угольных бассейнов мира ранее обеспечивалась поддержкой и развитием шахтного фонда путем реализации государственных программ строительства высокопроизводительных предприятий, ввода новых горизонтов. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся затяжным кризисом, вызвал коренные изменения в приоритетах развития топливно-энергетического сектора страны, которые привели к значительному сокращению государственного финансирования геологоразведочных работ. В настоящее время наметилась некоторая стабилизация в работе отрасли. Резко возросла роль негосударственного сектора экономики, четко представляющего экономические возможности горной промышленности региона и могущего вкладывать деньги в доразведку новых участков и расширение полей добычи. При этом складываются условия развития, позволяющие сосуществовать горным предприятиям различной мощности и собственности. Разделим их условно на 5 секторов.
1. Угольные компании, шахты-гиганты, обеспечивающие значительную часть добычи угля в регионе
В Донецкой области насчитывается 4 угольные компании-гиганты: ГП «УК «Краснолиманская», ОАО «УК «Шахта Красноармейская-Западная №1», АП «Шахта имени А.Ф. Засядько» и ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса».
Плановая мощность каждого из этих предприятий установлена на уровне 1,5-2,1 млн. т в год (общая – 7,5 млн. т в год), хотя плановые показатели постоянно перекрываются. Например, их общая добыча в 2003г. составила 9,2 млн. т угля с тенденцией увеличения в текущем году.
Взвешенная политика руководства данных предприятий позволяет не только поддерживать высокорентабельное производство, но и выделять средства на его развитие и расширение, на разведку новых участков. Так, на их балансе насчитывается 920 млн. т запасов угля, однако для стабильной работы и расширения производства этого недостаточно. Шахты должны иметь возможность маневра для выбора наиболее оптимально варианта развития горных работ. С этой целью геологическая служба подготовила новые площади на сопредельных территориях, за счет которых возможно дальнейшее развитие. В последние годы к шахтам был прирезан ряд ранее разведанных участков: Кальмиусский Рудник, Гапеевский, Северо-Родинский, Красноармейский Западный № 2-3, №2 «Ждановский Капитальный» с общими запасами 316 млн. т. Специалисты Государственной геологической службы выполняют окончательное доизучение этих участков для подготовки их к эксплуатации.
Следует упомянуть также и о самой молодой угольной компании Донбасса – ГП «Павлоградуголь». За весь период кризиса в угольной промышленности она была одной из наиболее стабильно работающих. При этом компания является базовой для развития энергетики Украины, все ее шахты обеспечены запасами угля на достаточно длительный период работы. Фактически есть возможности для закладки по меньшей мере еще такого же количества шахт, как существует на сегодняшний день, что позволит обеспечить потребности страны в энергетическом сырье, а также организовать его более глубокую переработку с получением и такого продукта, как жидкие углеводороды. Технология переработки угля в жидкое топливо известна давно. Исследованиями, выполнявшимися в период геологического изучения территории, такая возможность оценена положительно, и проблема состояла лишь в отсутствии спроса на такое топливо в советское время и заинтересованности инвесторов в период становления украинской государственности.
2. Государственные предприятия средней мощности, работающие относительно стабильно
К государственным предприятиям средней мощности, которые в настоящее время работают относительно стабильно, можно отнести 74 шахты. Они имеют мощности около 250-1200 млн. т угля в год, на их балансе числится 3925 млн. т. Общая добыча за 2003 год составила 16,7 млн. т и имеет тенденцию к постепенному, на первый взгляд незаметному, снижению.
Это одна из наиболее проблемных групп шахт украинской угольной промышленности, т.к. они, в принципе, имеют все базовые показатели для рентабельной работы и развития (в т.ч. и для перехода в сектор шахт-гигантов), однако по разным причинам не располагают такой возможностью. В первую очередь – из-за отсутствия стартового капитала, который позволил бы поднять разрушенное кризисом техническое обеспечение добычи на должный уровень. Например, большая часть шахт фактически простаивает при полностью подготовленных очистных выработках из-за отсутствия выемочной техники, которую вследствие отсутствия оборотных средств, кредитов, необходимых объемов государственных дотаций др. нет возможности приобрести. Характерным примером является работа шахты им. В.М. Бажанова, которую по геологическим условиям и возможностям фактически можно назвать близнецом шахты им. А.Ф. Засядько, за исключением того, что она так и не вышла из кризиса и сейчас готовится к ликвидации. При этом на шахте, как и на всех других подобных предприятиях, имеется значительно количество запасов угля в высокорентабельных пластах, позволяющих при нормальной организации работы и подпитке необходимыми инвестициями значительно поднять добычу с выходом на мировой уровень добычи, который сейчас держат шахты первого сектора.
Следует отметить, что многие такие шахты имеют возможность получить дополнительные площади с новыми запасами угля, что позволяет сделать инвестирование в их развитие еще более привлекательным.
3. Выбывающие (закрывающиеся) шахты
Наряду с более или менее стабильными угледобывающими предприятиями, существует ряд шахт, производственная деятельность которых в настоящее время находится под вопросом: добыча угля на них практически не осуществляется или имеет малый объем и является нерентабельной. В настоящее время таких шахт насчитывается 9, общее количество числящихся за ними запасов – 119,7 млн. т, объем добычи за прошлый год составил 0,3 млн. т. По мнению геологов, закрытие некоторых шахт не всегда является обоснованным, т.к. и по запасам угля, и по горно-геологическим условиям его добычи некоторые из них ничем не отличаются от рентабельных шахт. Не говоря уже о том, что почти 120 млн. т добываемого на них угля будет просто потеряны для нашей экономики. Кстати, в период с 1996г. по 2004г. уже было закрыто 56 шахт с общим количеством оставшихся запасов 570 млн. т. То есть 690 млн. т кондиционного угля списано со счета официальными структурами. Кроме того, допускаются случаи (например, на шахте им. С. Тюленина, шахте «Победа», ГП «Краснодонуголь») затопления огромного количества оборудования, которое могло бы быть использовано на других шахтах.
По мнению геологов, Украина располагает ресурсной базой для строительства новых перспективных шахт, не говоря уже о необходимости прекратить закрытие существующих. И начинать прекращение ликвидации нужно с шахт, имеющих запасы угля до 1 млн. т и более, что достаточно на годы и десятилетия их эффективной работы, особенно таких, где угли подготовлены к выемке. Средства, сэкономленные на этом и на сокращении объемов экспорта угля, можно направить на сохранение и развитие производственных мощностей. Как показывают исследования отраслевых институтов, затраты на поддержание многих шахт, намеченных к закрытию, намного меньше расходов на их ликвидацию.
При закрытии шахт геологи не теряют надежды на освоение этих запасов: тщательно изучаются условия закрытия, влияние закрытых шахт на экологию окружающей среды, характер оставшихся запасов угля, возможность их отработки впоследствии малыми частными предприятиями.
4. Угольные предприятия с негосударственными инвестициями
Сразу после возникновения в Украине частного бизнеса и капитализации экономики появился определенный интерес к инвестированию капиталов в развитие частной угледобывающей промышленности. Специалисты-горняки, посвятившие значительную часть своей жизни горному делу, осознавали все сложности вложения денег в горнодобывающую промышленность. Но перспективы, которые открылись при решении проблем, стоили вложения средств. В результате появились как новые шахты, построенные за счет частного капитала, так и предприятия угольной промышленности, приватизированные после принятия решения об их ликвидации.
В настоящее время на учете на Государственном балансе Донецкой области состоят 28 угледобывающих предприятий негосударственной формы собственности с мощностью 20-100 тыс. т угля в год, их общая угледобыча в 2003г. составила 0,6 млн. т. Крупнейшие из них – ЧПП «Горняк-95», ООО «Карбон», ООО «Донпромбизнес», ООО «Угольинвест».
Интерес к инвестированию средств в новое шахтное строительство постепенно возрастает, т.к. уже имеются положительные результаты работы таких шахт. При этом продолжает расти спрос на участки под строительство новых шахт, на отработку запасов угля закрытых и закрывающихся шахт за счет негосударственных инвестиций, несмотря на спад экономики района. В последнее время геологи, в частности специалисты ГРГП «Донецкгеология», подготовили материалы для получения лицензий на добычу каменного угля и антрацита по 23-м месторождениям, перспективным по технико-экономическим показателям: по 12-ти крупным (свыше 500 тыс. т) и 11-ти более мелким. При этом частные предприниматели выбирают все запасы, передаваемые для отработки, в т.ч. и те, которые государственными добывающими предприятиями ранее были признаны нерентабельными. Так, количество запасов, переданных для отработки предпринимателям, составляет 67,729 млн. т балансовых запасов категорий А+В+С1, 738 тыс. т категории С2 и 21,652 млн. т забалансовых запасов. Это указывает на некорректность аргументов отдельных политиков и экономистов, предсказывающих скорое сворачивание угледобычи в связи с нерентабельностью отработки запасов угля по причине длительной эксплуатации бассейна и отработки наиболее продуктивных, высокорентабельных запасов. Конечно, на глубинах до 500 м в Донецкой области практически не осталось запасов угля в пластах мощностью свыше 1 м. Но при этом имеются запасы угля в более тонких пластах (0,6-0,8 м), которые можно отрабатывать на малых (100-300 м) глубинах, что может оказаться выгоднее, чем пласт мощностью 1,5 м на отметках 1200-1300 м. Тем более, что качество угля в тонких пластах, как правило, выше, чем в пластах большой мощности. Проблемой в этом вопросе остается обеспечение механизации добычи, т.к. машиностроительная промышленность так и не обеспечила потребность добывающих предприятий техникой для разработки тонких угольных пластов.
5. Мелкие несанкционированные приповерхностные отработки угля местным населением
Когда из-за массовой ликвидации шахт возник дефицит угля, в первую очередь для местного, бытового использования, то безработные шахтеры начали решать проблему самым простым способом: используя имеющуюся документацию, определили зоны выходов на поверхность угольных пластов – и добыча пошла. В настоящее время, по данным силовых структур, количество таких маленьких шахт (копанок – по местной терминологии) только на территории одного Чистяково-Снежнянского района Донецкой области составляет свыше 300.
Разработка угольных пластов осуществляется на незначительных глубинах, в зоне гипергенеза (зоны разрушения горных пород за счет окисления кислородом воздуха, что снижает качество угля) и, преимущественно, в границах закрытых или в целиках действующих шахт. Масштабы достаточно впечатляющи: хотя объем добычи на одной шахте невелик (около 5-250 т угля в год), однако в целом, по различным оценкам, он может составлять до 1 млн. т. Можно сказать, что в области фактически действует мощная теневая шахта.
Все усилия, принимаемые местными органами самоуправления, контролирующими и правоохранительными органами относительно прекращения незаконной добычи, успеха не имеют. Причина – слишком усложненная процедура получения документов на право добычи угля и наличие криминальной поддержки такой теневой добычи.
И, с точки зрения геологов, самое главное состоит в том, что никто не ведет подсчет запасов на этих мелких шахтах. Сейчас геологи выполняют работы по оценке запасов угля, который остался на закрытых шахтах, в верхних горизонтах действующих шахт и в местах выхода пластов на дневную поверхность с целью создания основы для вывода из тени криминальных структур данного направления угледобывающей промышленности. Для достоверной оценки будут проведены качественные испытания отрабатываемого угля, обследованы условия его отработки, оконтурены пригодные для дальнейшей его отработки.
Оценка запасов позволит получить лицензии на выделенные площади и поставить работы по добыче на государственный контроль, что даст возможность в первую очередь обеспечить нормальную, безопасную работу и в целом получить более полную картину сложившейся ситуации в Донбассе.
В целом же в Государственном фонде месторождений полезных ископаемых Украины (резерв «а» и «б») насчитывается 39 участков каменного угля, которые полностью подготовлены геологами к промышленному освоению. Значительные резервы топливно-энергетического обеспечения страны кроются в более широкой добыче и использовании низкокалорийных марок каменного угля, а также бурого угля, запасы которого превышают 8 млрд. т и существует возможность открытой его добычи, и торфа, запасы которого составляют более 2 млрд. т. Пока эти богатства лежат мертвым грузом и ждут своих инвесторов.
Надеются и ищут новые источники финансирования и сами геологоразведчики. В настоящее время только 1/3 необходимых средств на отраслевые научно-технические программы в угольной промышленности, направленные на обоснование геологической перспективности тех или иных участков или детальную доразведку новых горизонтов и на реструктуризацию угледобывающей отрасли, выделяется из госбюджета и из Государственного инновационного фонда, а остальное финансируется за счет средств шахт, объединений, холдинговых компаний по прямым договорам. Насущным является создание и внедрение прогрессивных моделей финансового обеспечения инновационной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений и с учетом вложения в науку государственных и иных средств.
При условии достаточного финансирования геологоразведочных предприятий, отраслевая наука создаст все условия для бесперебойной и рентабельной (с точки зрения обеспеченности запасами угля) работы отечественных шахт разных секторов на протяжении 300 лет.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Генеральный директор ГРГП «Донецкгеология» Н.В. Жикаляк:
Угольные месторождения Украины в целом и Донбасса в частности уже все разведаны. Наша страна в мировых масштабах даже является эталоном геологической изученности районов угленосности. Но проводить более детальное изучение, подходить к выявлению новых участков угля с точки зрения современных взглядов экономической, экологической и геологоразведочной науки нужно. И в этом направлении есть большие перспективы. Так как мы не верим в утверждения, что угля у нас уже почти нет, и доказываем, что это не так. Например, за I первое полугодие 2004г. уже приращено 4,241 млн. т угля категории С1 по полю шахты «Кураховская» (это составляет более 60% от запланированного госзаказом на весь год), имеются большие достижения, пока, правда, не утвержденные официально, по полю шахты им. А.Ф. Засядько.
Хотел бы заметить: в Украине все энергоносители необоснованно приравниваются к нефти. Так повелось со времен Советского Союза. Однако в нашей стране нефти не так и много, а уголь есть, и в достаточном количестве. Так почему бы не принять опыт Германии, где выведена определенная константная величина, показатель эффективности энергоносителя, будь это нефть, природный газ, метан, уголь, ветровая энергия? Должен быть вот такой общий знаменатель.