Алмазная лихорадка нам не грозит?

Областные власти бьются над созданием имиджа края. Задумали строить парк Пермского периода. Но наши алмазы и золото как нельзя лучше работают на имидж Прикамья. Накануне Дня геолога гостем нашей редакции стал главный геолог ЗАО "Уралалмаз" Виталий Чуйко.

Наши алмазы – самые красивые

– Виталий Анатольевич, скажите, какова доля уральских алмазов среди российских?

– В России алмазы добывают в двух местах – в Якутии и на Урале. Доля якутских алмазов составляет примерно 99% , уральских – 1%. Третье место, где обнаружены коренные месторождения алмазов – кимберлитовые трубки – в Архангельской области. Там очень большие перспективы, но добыча пока не ведется. Это самое позднее месторождение, открытое на территории России.

А вообще последовательность обнаружения такова: первый алмаз найден у нас на Урале в поселке Медведка на реке Усьве. Нашел его в 1829 году крепостной мальчик Павел Попов. За это хозяин пожаловал ему вольную. Затем неподалеку был обнаружен второй алмаз, третий… Специалисты пришли к выводу, что подобные находки не случайны.

Начались целенаправленные поиски. И вскоре были открыты две крупные россыпи – Крестовоздвиженская и Кладбищенская.

– Как выглядят уральские алмазы – форма, цвет, размер? В чем их преимущество, скажем, перед якутскими?

– Уральские алмазы очень красивые. Поэтому более 80% из них идут на ювелирные украшения. Наши камни, в основном, бесцветные. Встречаются слегка зеленоватые или с желтоватым оттенком. По форме они с закругленными гранями, напоминают шар. Средняя масса кристаллов варьирует от 0,8 до 1,5 карата.

Самый большой алмаз весом в 35 карат найден у нас в прошлом году. Размер его по длинной оси – почти 2 см, по короткой – 1,7 см. Обнаружили этот алмаз совершенно случайно. На обогатительной фабрике шла обычная промывка породы. Работала смена оператора Головиной. Она и нашла кристалл.

– Алмазы тянутся к женщинам?

– Может быть. Во всяком случае, в геологии есть на этот счет очень примечательный факт. Известно, что в Якутии первую кимберлитовую трубку "Зарница" открыла в 1954 году тоже женщина – питерский геолог Лариса Попугаева.

Государство стремится избавиться от затратных отраслей

– Ведется ли сейчас на Урале поиск алмазов?

– Поисковые работы ведутся. Но проблем в этой отрасли хватает. Прироста запасов давно уже не было. Работаем на том, что открыто еще в советские времена. Раньше алмазами занималось государство, вкладывали значительные средства в эту отрасль. Она и развивалась мощными темпами. Сначала открыли уральские алмазы, потом коренные месторождения в Якутии. В том числе и уральские геологи помогли их обнаружить.

После перестройки все изменилось. Все россыпи Красновишерского района, которые мы сейчас отрабатываем, открыло государственное геологическое предприятие "Вишерагеология". На сегодня его уже не существует. "Благодаря" бывшему министру природных ресурсов. Закрылись и многие другие геологические предприятия, например, "Яйвагеология". Пермская " Геокарта" тоже на стадии закрытия – продает свое имущество.

– Что же получается – геология умирает?

– Нет, это не так. Но государство как-то потихоньку стремится избавиться от затратных отраслей. Отказались от больших вливаний в поисковые, разведочные работы. Груз ответственности за природо-минерально-сырьевой был переложен на добывающие предприятия, деньги на поисковые ищите сами. Считаю, что в корне не верно. Ведь недра – национальное достояние мы только пользователи недр. Но государственная политика в отношении геологии сыграла свою негативную роль. Нарушилась преемственность, в том числе и кадровая.

– Ситуация как-то изменилась с приходом Юрия Трутнева на пост министра природных ресурсов?

– Думаю, что разделю точку зрения всех геологов, при прежнем министре геология находилась в таком плачевном состоянии, что хуже уже не бывает. Поэтому приход Юрия Трутнева – это большой плюс. К тому же он – наш земляк, надеемся на него.

– А может человек самостоятельно добывать алмазы? Допустим, зарегистрировал ЧП, нашел подходящий участок. И что – государство так запросто позволит ему распоряжаться национальным достоянием?

– На этот счет существует система лицензирования. Если у вас есть деньги, вы подаете заявку на ту площадь, которая вас интересует. Просите включить ее в перечень объектов лицензирования. Если вы выигрываете конкурс или аукцион, получаете эту площадь. У нас ведь много участков залицензировано частными инвесторами.

Наиболее крупным из них в Пермской области является ЗАО "Пермгеологодобыча".

Система лицензирования хоть и существует, но ситуация складывается довольно парадоксальная. У нас есть желание и возможности вести поисковые работы, вкладывать в них деньги. Но мы не можем получить лицензию. И так продолжается уже несколько лет. Это касается не только нас – многих.

Проблема лицензирования до сих пор не снята. Так что алмазная лихорадка Уралу пока не грозит. Надеемся, что новое руководство Министерства природных ресурсов сможет что-то изменить.

На Вишере дети играют алмазами

– С золотом и алмазами всегда связаны какие-то невероятные истории, расскажите одну из них.

– У нас особо нашумевших историй не любят. Алмазы – это всегда тайна за семью замками.

Стратегический материал. К примеру, прииск "Уралалмаз" изначально подчинялся НКВД. Открылся он в 1946 году, заключенные на нем работали, все было засекречено.

Добыча алмазов – процесс очень трудоемкий. Нужно промыть тонны породы, чтобы найти один небольшой кристалл. И когда говорят, что на Вишере дети играют алмазами, – это всего лишь байки. Такие камни на дороге не валяются и просто так в руки не даются. Нельзя также прийти на объект, ударить молотком и извлечь алмаз. Я знаю единственный уникальный случай. В конце 70-х наш геолог Колобянин нашел кристалл в куске породы. Просто отбивал образцы. И вдруг на сколе одного блеснул алмаз.

– А вы своей жене дарите украшения с бриллиантами?

– Если честно, ни у меня, ни у моей жены нет благоговения перед бриллиантами. Во всяком случае, кольца обручальные у нас золотые, без бриллиантов.

– Вы занимаетесь алмазами уже несколько лет. Сумели разгадать тайну этого удивительного камня?

Почему он способен сводить людей с ума?

– Невероятно, но ценность алмаза во многом надумана человеком. Ведь практически алмазы работают только в технике. В ювелирных украшениях они играют эстетическую роль. Да, красиво переливаются.

Но это всего лишь игра света и граней. Хотя многие покупают бриллианты для удовлетворения собственного тщеславия. Это идет с древних времен. У шахов были богатые коллекции бриллиантов. Количество этих камней определяло положение человека в обществе. Считалось, чем больше у человека алмазов, тем он сильнее. Вообще, в переводе с арабского алмаз означает непобедимый, несокрушимый.

Но лично мне алмазы не нужны. Есть много других прекрасных вещей, без которых нельзя обойтись.

Хотя в плане вложения капитала алмазы – самый подходящий вариант. Ведь кризисы случаются даже на золотом рынке. Один из них привел к тому, что цена золота опустилась до 8 долларов за грамм.

Сейчас она – больше 12 долларов. А цены на алмазы не опускались никогда. Наоборот, они хоть чуть-чуть, но растут. А значит, без работы мы не останемся, и алмазов на наш век еще хватит. Поздравляю всех своих коллег с Днем геолога. Легких вам дорог, попутного ветра и обязательно – удачи!

Источник: «АИФ-Прикамье», №14 от 6.04.2005 г.