Сырьевиков отправят в разведку

Правительство одобрило программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 года. Финансировать геологоразведку и обустройство новых месторождений будут, главным образом, инвесторы и недропользователи. По темпам истощения запасов многих видов промышленного и энергетического сырья, особенно нефти, как и, впрочем, по темпам роста их экспорта, Россия со времени "перестройки" занимает одно из первых мест в мире. А по уровню глубины переработки этого же сырья РФ опять-таки с того же периода намного уступает индустриально развитым и многим развивающимся странам. Чем дальше расположены месторождения, чем глубже находятся ресурсы и чем хуже их транспортная доступность – тем ниже рентабельность их освоения и, соответственно, глубокой переработки добываемого сырья в России. Согласно оценкам МПР, минпромэнерго и ВНИКИ РФ, такая ситуация обусловлена не столько дефицитом самих ресурсов, сколько максимальной рентабельностью их освоения и добычи для экспортных нужд: именно экспортно-сырьевые доходы уже который год компенсируют, в среднем, около 65 процентов совокупных расходов по разработке и эксплуатации месторождений нефти, никеля, олова, свинца, вольфрама, марганца; примерно 45 процентов – природного и нефтяного газа, железной руды, фосфатов. Как следствие, большинство "трудных" месторождений выводятся за баланс рентабельной добычи, осваиваются исключительно легкодоступные их запасы и т.п. К примеру, в Западной Сибири – это, подчеркнем, основной нефтедобывающий и нефтеэкспортный регион РФ – свыше половины разведанных ресурсов нефти уже выведены за баланс рентабельной добычи, где вдобавок с 2002 года замедляются темпы роста нефтедобычи.

По словам М.Фрадкова, "низкие темпы ввода в эксплуатацию месторождений и сокращение объемов геологоразведочных работ приводят к быстрому истощению минерально-сырьевой базы действующих предприятий".

Программа включает в себя пообъектное распределение средств до 2010 года, а с 2010/2011 годов – перечень приоритетных территорий для геологоразведочной деятельности. МПР России предложило два сценария финансирования долгосрочной программы. Первый – "инерционный", рассчитанный до 2010 г., второй – "перспективный". Правительство выбрало второй вариант: для его реализации необходимо до 2010 г. довести ежегодное финансирование геологоразведочных мероприятий до 16,5 миллиарда рублей, а к 2020 г. – до 20,5 миллиарда рублей. В случае его реализации предполагается достижение равновесия между добычей и приростом полезных ископаемых. По расчетам МПР, за 15 лет действия программы государству предстоит вложить в российскую геологоразведку по "перспективному" варианту 255 миллиардов рублей, а вместе с частными инвесторами и (или) компаниями-недропользователями или без участия государственных вложений – 2,3 триллиона рублей, то есть почти 90 процентов. Правда, эти цифры рассчитаны в текущих ценах, точнее – без поправки на темпы инфляции, вполне возможные колебания мировой сырьевой конъюнктуры и т.п. Характерно и то, что в настоящее время, например, более десяти видов полезных ископаемых в стране, в том числе газ, никель, платиноиды,- добывает по одному предприятию-монополисту, а свыше 80 процентов добычи нефти осуществляют 8 компаний.

Вот мнение бывшего замминистра топлива и энергетики, председателя подкомитета по развитию нефтяной отрасли Торгово-промышленной палаты РФ Валерия Гарипова: "Ни одна компания сегодня фактически не занимается геологоразведкой, а геологические службы как подразделения остались лишь в "Сургутнефтегазе", "Роснефти" и "Славнефти". Если ситуация будет и дальше так развиваться, через три года начнут падать уже не темпы роста добычи, а сама добыча нефти и к 2015 году ее уровень снизится с нынешних 450 до 330 миллионов тонн за год". Схожая, повторим, ситуация в РФ со многими другими промышленными и энергоресурсами.