Еще на первых этапах процесса приватизации промышленных и непромышленных объектов, в середине девяностых годов, одним из условий ее успешного проведения выдвигалось требование обеспечения экологической безопасности. Правда, чаще это носило рекомендательный характер, что находило отражение в принимавшихся всякого рода постановлениях, приказах того же Фонда госимущества, Министерства охраны окружающей природной среды и т.д. "Работало" это плохо, поскольку система учета экологических факторов в процессе приватизации была малоэффективна и практически не влияла на результаты приватизации того или иного объекта.
Развитие рыночных отношений, все более широкий выход отечественной продукции на международный рынок, потребность в иностранных инвестициях все настоятельнее заставляли руководителей всех рангов переходить к научно обоснованной и признанной во всем мире системе управления окружающей средой в соответствии с международными стандартами, так называемой ISO серией 14000, важнейшим элементом которой является экологический аудит.
Что такое экологический аудит? Это – документально оформленный системный независимый процесс оценки объекта, включающий в себя сбор и объективную характеристику доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мер, условий, системы управления окружающей природной средой требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологической безопасности.
Первым в Украине внедрило систему экологического менеджмента и в 2002 году получило соответствующий сертификат горловское ОАО "Концерн "Стирол". Заявив на всех уровнях о себе как о предприятии, которое по собственной инициативе ввело в практику процедуру экологического аудита, ОАО тем самым доказало, что в своей деятельности оно стремится свести к минимуму экологические риски для окружающей среды.
Сегодня таких предприятий в Украине – 19. Среди них – еще два наших: Старобешевская ТЭС и ОАО "Донецкий металлургический завод". Их экологическое аудирование проводили Украинский центр экологического аудита и его донецкий партнер – ООО "УкрЭкоАудит".
Надо ожидать, что в ближайшее время количество сертифицированных по экологическому стандарту предприятий будет увеличиваться. Предпосылкой для этого будут служить принятые недавно Законы Украины "Об экологическом аудите" и "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью обеспечения учета экологических требований в процессе приватизации".
– Для специалистов в области экологии это большое подспорье, – говорит заместитель министра охраны окружающей природной среды Украины С.С.Куруленко, принявший участие в проведенном в Донецке всеукраинском семинаре по проблеме реализации экологического аудита в процессе приватизации. – Экологический аудит является инструментом государственного обеспечения экологической безопасности объектов и территорий, предупреждения и ограничения последствий аварий на том или ином объекте (если речь идет об определении экологических рисков). Применение принципов экологического менеджмента и аудита обеспечивает устойчивое развитие не только предприятий, где они проводятся, но в конечном итоге всего общества.
Особое значение представляют эти законы для нашей области с ее огромным промышленным потенциалом, с большим количеством предприятий, представляющих серьезную экологическую опасность и грубо нарушающих законодательство Украины.
С.В.Третьяков, начальник госуправления экоресурсов в Донецкой области, приводит такие данные: за истекший период 2004 года к нарушителям природоохранного законодательства было предъявлено 110 претензий на сумму четыре с половиной миллиона гривен (оплачены 22 из них на 44 тысячи грн.), 38 исков на два с половиной миллиона (удовлетворено 10 на 109 тысяч грн.), 34 материала переданы в органы прокуратуры для соответствующего реагирования.
Много вреда окружающей среде наносят предприятия, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства. Они оставляют после себя горы мусора, выводят из оборота сотни гектаров земли.
– Экологический аудит, – говорит Сергей Владимирович, – даст возможность производить оценку воздействия предприятий, находящихся в стадии приватизации, на окружающую среду, формировать требования к новым владельцам по их экологическому оздоровлению. Выводы экологического аудита должны влиять на стоимость приватизируемого объекта.
Статья 49 Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью обеспечения учета экологических требований в процессе приватизации" предписывает проведение добровольного или обязательного экологического аудита для нужд экологического страхования. Это очень важный момент, который должен повлечь за собой пересмотр действующих государственных Правил страхования. На сегодня они, к сожалению, не предусматривают проведение экологического аудита для определения тарифов и суммы ответственности на основе реальных рисков и потенциального ущерба.
Результаты страхового экологического аудита определяют вероятность возникновения аварийных ситуаций и возможные последствия и будут влиять на "экономику" процесса экологического страхования, то есть на величину страховых сумм и тарифов.
Применение принципов экологического менеджмента и аудита обеспечит развитие и экологически безопасное функционирование промышленных предприятий, развитие их бизнеса, сведет к минимуму экологические риски.