Нефтяной гигант "Шеврон Тексако" объявил об открытии новых "значительных" нефтяных месторождений на морском шельфе у побережья Анголы. Западные нефтяники потирают руки – эта находка свидетельствует о том, что корпорации, "застолбившие" за собой нефтеносный шельф Западной Африки, сделали в свое время правильный шаг. В ситуации, когда на Ближнем Востоке стабильностью и не пахнет, а спрос на углеводородное сырье растет, становится ясно: спасать мировую экономику призваны другие "нефтеносные" регионы, и среди них, естественно, Африка с ее огромными потенциальными запасами.
"Черное золото" Черного континента
По некоторым оценкам, в Западной Африке природой "складировано" около семи процентов мировых нефтезапасов. И за эти семь процентов нефтяные гиганты готовы драться всерьез. Лидируют в "командном зачете" пока американцы. И понятно почему. "В ближайшие годы мы, возможно, будем обеспечивать за счет региона Гвинейского залива порядка 25-30 процентов нашего нефтяного импорта", – заявил сенатор Чак Хейгель, председатель сенатского комитета по международной экономической политике.
Сегодня основным поставщиком нефти на американский рынок остается Саудовская Аравия, с которой после терактов 11 сентября у Вашингтона натянутые отношения. К тому же американцы не любят складывать яйца в одну корзину… И вот уже в 2002 году Анголу и Габон впервые в истории этих стран посетил госсекретарь Колин Пауэлл. А президент Буш совершил турне по Сенегалу, Нигерии, Уганде и Южной Африке. Налицо активизация Вашингтона в регионе, который всегда находился на периферии американских интересов. Не отстают Франция и Китай – основные игроки мирового нефтяного рынка стремятся заблаговременно занять удобные места в "партере". А вот российский нефтяной бизнес в той же Анголе, как это ни парадоксально, замечен не был.
Марксизм – товар уже не ходовой
История наших взаимоотношений с Анголой, переживающей сейчас настоящий нефтяной бум, – это история бывшего советского сателлита, после распада СССР сумевшего быстро отказаться от идеи построения социализма и переориентировавшегося на новых партнеров. Получив в 1975 году независимость, Ангола взяла курс на Советский Союз. В стране вспыхнула гражданская война, которая длилась без малого тридцать лет. При этом Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА) Жонаса Савимби активно поддерживался США, которые рассматривали большинство конфликтов в "третьем мире" как проявление глобального противостояния с советской "империей зла". Москва же, по некоторым данным, тратила на поддержку прокоммунистического режима в Луанде до миллиарда долларов в год.
Жонас Савимби был убит в 2002 году, ангольский режим отрекся от марксизма и начал активно зазывать в страну крупный западный бизнес. И этот бизнес не заставил себя ждать. Ведь, помимо нефти, Ангола богата и другими ресурсами – золотом, медью, цинком, железной рудой, алмазами.
В ангольской алмазной отрасли Россия, кстати, представлена компанией "АЛРОСА", ведущей разработку алмазных месторождений. А "Технопромэкспорт" занимается строительством гидроэлектростанций. Ангольские власти неоднократно заявляли, что готовы сотрудничать и с российскими нефтяниками. Но особого энтузиазма эти предложения, похоже, не встретили. В схватке за ангольскую нефть Россия уступила поле боя. Причем, что самое обидное, добровольно и безропотно.
Уход в тень России нисколько не повлиял на интенсивность схватки. Гегемонию американцев оспаривают европейцы, присматриваются к африканским нефтяным богатствам китайцы. Борьба за ангольскую или нигерийскую нефть еще не приобрела того накала, который проявляется в Ираке, где "великие державы" отчаянно пытаются обеспечить себе доступ к "черному золоту", но все идет именно к этому.
Анголой заинтересовались в Думе
Впервые за долгое время Черным континентом заинтересовались российские парламентарии. Депутаты Госдумы решили поднять вопрос финансовых вложений бывшего СССР в экономику ряда стран Южной Африки, в частности Анголы. Как рассказал ИТАР-ТАСС депутат Алексей Митрофанов, поводом стало "протокольное поручение палаты комитету по международным делам, предписывающее разобраться в мотивах преследования властями Франции Аркадия Гайдамака, высокопоставленного ангольского дипломата российского происхождения, аккредитованного в Москве". По словам Митрофанова, Гайдамак в начале 1990-х годов "приложил немало усилий для стабилизации ситуации в Анголе, а сейчас является советником посла этой страны в России". Депутата и его коллег возмущает "уникальная ситуация", когда французские власти, "оказывают давление на Россию, требуя по внутриполитическим соображениям немедленной выдачи человека, обладающего дипломатическим иммунитетом". В этом Митрофанов видит "косвенную причину для очередного передела мировых сырьевых рынков". То есть, как ни крути, опять все упирается в нефть. В ту самую ангольскую нефть, которую советские геологи когда-то искали и которую теперь добывают западные компании.