Раздел Иракского пирога

Соединенные Штаты обнародовали свой план послевоенного устройства Ирака, в котором главная роль отведена американцам. Уже сегодня к границам Ирака съезжаются будущие руководители этой страны, определенные Вашингтоном, а у американских компаний на руках контракты на восстановительные и другие работы в послевоенном Ираке. Другим государствам, похоже, достанутся только не большие крохи от уже поделенного иракского пирога

За многие месяцы до начала военной операции в Ираке Вашингтон разработал план послевоенного устройства этой арабской страны. В октябре прошлого года в американской прессе появились даже некоторые подробности данного плана и назывались его авторы. Утверждалось, что документ разрабатывался вице-президентом США Диком Чейни совместно с первым заместителем министра обороны США Полом Вулфовицем.
Главной особенностью этого плана было предположение, что Белый дом собирается ликвидировать Ирак как государство. В частности, его северные и северо-западные районы, заселенные преимущественно курдами, станут новой страной на карте мира. Южные территории Ирака отойдут Кувейту, как некая компенсация за разграбленные Хусейном богатства в 1990-1991 годах. А центральная часть нынешнего Ирака объединится с Иорданией. Новую страну назовут Объединенным Хашимитским Королевством со столицей в Аммане и иорданским монархом Абдаллой II.
Вполне возможно, что данный план раздела Ирака мог бы быть действительно реализованным, если бы США получили полную поддержку ООН и всех своих европейских союзников и, как следствие, возможность для подобных экспериментов. Тем не менее, сегодня вопрос о территориальном разделе можно считать решенным: Ирак останется единым государством. Не исключается, что большие права автономии получат иракские курды, которые видели в войне возможность создания своего независимого государства.
Как известно, против идеи создания независимого Курдистана активно выступает Турция. Только на прошлой неделе Анкара получила личное заверение госсекретаря США Колина Паэулла, что создание независимого курдского государства не входит в планы Вашингтона, после чего Турция позволила американцам использовать свою территорию для военных целей. Причем Турция еще дополнительно заручилась обещанием США о предоставлении ей $1 млрд. в виде материальной помощи. Хотя еще в самом начале американо-турецких переговоров Вашингтон предлагал Турции безвозмездные гранты на сумму $2 млрд. и готовность списать $5 млрд. турецкого внешнего долга.
Помимо решения вопроса о территориальной целостности Ирака, также известно о его будущих руководителях. В период восстановления Ирака т.е. в течение ближайших несколько лет, главой государства будет американский генерал Томми Фрэнкс. Он будет руководить 75-тысячным военным контингентом армии США в Ираке, который, как предполагается, останется в стране после свержения Саддама Хуссейна. Также генерал Фрэнкс будет нести ответственность за обеспечение военной безопасности Ирака.
Основной груз по преобразованию государственной инфраструктуры Ирака ляжет на плечи отставного генерал Джея Гэрнера, возглавившего созданный в январе Офис по восстановлению и гуманитарной помощи при Пентагоне. Гэрнер будет возглавлять государственную администрацию Ирака, в которой ключевые посты будут принадлежать американцам. Под руководством Джея Гэрнера будет работать команда из почти 200 американских военных и дипломатов, многие из которых уже прибыли в Кувейт. Имена этих людей пока не называются, однако уже известно, что, к примеру, министерство обороны Ирака будет формировать Уолтер Слокам, заместитель секретаря обороны в администрации президента Клинтона.
Известны имена некоторых так называемых региональных координаторов, которые будут проводить американскую политику в глубине иракских территорий. Так, Барбара Бодин, бывший посол США в Йемене, займет пост координатора в центральном районе Ирака, где преимущественно проживают мусульмане шииты. За северный, курдский, район будет отвечать 77-летний Уилльям Иглтон, который уже работал в Ираке до прихода к власти Саддама Хуссейна.
В начальный послевоенный период американцы создадут временную администрацию Ирака, которая и будет руководить страной. Для работы в администрации приглашены более 100 иракцев из числа политических беженцев, которым будет поручено руководство некоторыми министерствами.
Также уже сегодня называется имя потенциального лидера Ирака, который возглавит страну после американской оккупации. Им может стать Ахмед Чалаби, политический беженец, возглавляющий оппозиционную группу «Национальный Конгресс Ирака».

Экономический дележ

Соединенные Штаты сконцентрируют все государственное управление Ирака в своих руках, однако они не собираются брать на себя весь груз экономических затрат на восстановление страны. Предполагается, что восстановление послевоенного Ирака будет стоить от $30 до $200 млрд. в ближайшие три года, и даже такая богатая страна как США не в состоянии оплачивать подобные расходы. Часть средств будет предоставлена ООН и международными гуманитарными организациями.
Сегодня еще не известно насколько широкий доступ в Ирак получат иностранные компании. А вот у американских корпораций уже сейчас на руках находятся контракты на работы по восстановлению Ирака. Американское издание USA Today в одном из своих последних номеров привело список американских компаний, которым достанутся самые лакомые куски иракского пирога. По мнению издания, наиболее прибыльные контракты получат Halliburton и Bechtel, которые имеют достаточно сильные связи в высших политических кругах США.
Стоит отметить, что вице-президент США Дик Чейни некогда занимал пост председателя правления Halliburton. Инженерное отделение этой компании — Kellog Brown& Root — также входит в число основных «реконструкторов» Ирака. Что касается Bechtel, то не далее как в прошлом месяце президент Джордж Буш пригласил главу этой компании, Рили Бечтела, для работы в Совете по экспорту — консультативном органе, в который всходят самые влиятельные бизнесмены США.
Американское агентство международного развития (USAID), которое распределяет контракты по восстановлению Ирака, помимо Halliburton и Benchel предложило «поработать» в Ираке также калифорнийской компании Fluor и Washington Group International. С 1998 года все эти компании, как сообщает американский Center for Responsive Politics, сделали политические пожертвования на сумму более $3 млн., причем большинство из этих средств пошло на нужды республиканцев. Сегодня же они получили доступ к контрактам на сумму в $600 млн., которые будет распределять USAID.
На сегодняшний день USAID уже присудило контракты на сумму в $4,8 млн. компании Stevedoring Service of America на доставку гуманитарного груза в иракский порт Умм-Каср и на сумму в $7 млн. компании International Resources Group.
В общем, администрация Буша готовит контракты на сумму в $1,9 млрд., и часть из них будет передана субподрядчикам, в число которых входят и иностранные фирмы. Правда, преимущественно британские. Как сообщили телекомпании CNN в администрации секретариата торговли и промышленности Великобритании, сегодня ведутся переговоры с 15 английскими компаниями, отобранными для работы в послевоенном Ираке. Имена этих компаний не разглашаются, хотя CNN предполагает, что среди них могут быть Balfour Beatty, Carillion и AMEC. Последняя, кстати, занималась ликвидацией завалов разрушенных 11 сентября 2001 нью-йоркских башен-близнецов.
Предполагается, что к иракским контрактам будут допущены и компании из Австралии, активного союзника США в сегодняшней войне, пославшего в Персидский залив свой не большой военный контингент. А вот французские компании в Ирак не пустят, так, во всяком случае, заявляют обозреватели CNN.
Российским нефтяным компаниям, ранее имевшим контракты на разработку иракских нефтяных месторождений, также, по всей видимости, придется расстаться с эти перспективным рынком. На сегодняшний день российские компании имели контрактов на разработку около 20% иракских нефтяных месторождений, однако эти контракты не были реализованы из-за действия санкций ООН. «В Ираке у нас, нефтяных концернов, не остается ничего, кроме надежды», — цитирует немецкое издательство Die Welt Михаила Ходорковского, главу нефтяной компании «Юкос». Ему вторит председатель наблюдательного совета вновь созданного совместного предприятия «ТНК-ВР» коллега-олигарх Михаил Фридман: «Ирак? Там у нас, россиян, прежде всего, виртуальные интересы».
То, что россиян не допустят к иракским скважинам, свидетельствует одно обстоятельство, а именно — средства от продажи иракской нефти будут использоваться на восстановления Ирака. Впрочем, как сообщает американский институт общественной политики (Institute for Public Policy), чтобы достичь уровня добычи нефти в Ираке, таким, каким он был до 1991 года — 3,5 млн. барр/сутки — необходимо вложить в течение последующих после военных действий 18 месяцев $5 млрд., плюс в дальнейшем $3 млрд. ежегодных инвестиций.

Компании, которые получат наибольшую прибыль от “иракских контрактов”

Компания

Основное направление деятельности

Halliburton

Разведка нефтяных месторождений, монтирование бурильного оборудования, бурение скважин

Schlumberger

Инженерные разработки, сейсмические исследования, бурение скважин

Boots & Coots International Well Control

Тушение пожаров на нефтяных скважинах, планирование добывающих работ

Safety Boss Canada*

Тушение пожаров на нефтяных скважинах

RPC

Технические и инженерные решения и услуги

Cudd Pressure Control**

Консультации в нефтяном бизнесе

Superior Energy services

Предоставление оборудования для нефтяных скважин

* частная компания

** – дочерняя компания RPC

Источник: USA Today