2004-08-23

Исторический трамплин "Укруглемаша"

ТПК «Укруглемаш» — лидер национального рынка техники для горного дела. Компания координирует производство и сбыт продукции пяти машиностроительных предприятий Украины (Дружковский, Горловский и Новгородский машзаводы, Донецкгормаш, Донецкий энергозавод) и двух российских машзавода (Каменский и Шахтинский).

За три года совместно с ведущим отраслевым институтом «Донгипроуглемаш» компанией разработано более 40 видов нового угледобывающего оборудования: проходческие и очистные комбайны, крепи, скребковые и ленточные конвейеры, трансформаторные подстанции... По производительности, ресурсу и безопасности это горно-шахтное оборудование превосходит производящиеся в СНГ аналоги. Партнерами «Укруглемаша» являются многие известные бизнес-структуры, среди которых — компания «АРС» и корпорация ИСД.

«Машиностроение — угольная отрасль — энергетическая безопасность страны» — проблемный триумвират цепочки взаимосвязей украинской экономики.

Подъем в середине ХХ века, замедленное развитие 70—80 годов и сокрушительный обвал в 90-е — краткие этапы истории младшего брата отечественного углепрома — угольного машиностроения. Что же дальше? Опыт работы в современных условиях, относительная капитализация отдельных предприятий дают отрасли реальный шанс вырваться из кризиса. И подвижки уже есть. Но в ближайшей и неизбежной перспективе — ВТО. И следующие два года предопределят вечное «быть или не быть»: быть готовыми войти в новую среду глобального рынка или быть сметенными мировыми лидерами.

Эти вопросы и задачи по переоснащению шахтного фонда страны новой техникой решает группа машзаводов, координируемых компанией «Укруглемаш».


Со времен активной индустриализации Донбасса и развития угледобычи как отраслевой специализации региона угольное машиностроение и по сей день остается значимым сектором национальной экономики Украины, а горное дело — стратегической составляющей энергорынка страны. В ближайшее десятилетие положение кардинально не изменится, значит, угольное машиностроение — это не только вспомогательная отрасль, она имеет определяющее для рынка угля значение.

Сегодня развитие и конкуренция в создании угледобывающего оборудования протекают исходя из таких понятий, как наукоемкость, простота в использовании, надежность и долговечность; в сфере услуг — монтаж, сервис и условия расчетов. Будущее машиностроительной отрасли, выживание малых городов Донецкого региона, судьба рынка угля и, как следствие, энергетическая безопасность страны тесно взаимосвязаны с общими проблемами. Этот сложный клубок связей одновременно взаимогубителен и взаимоспасителен для всех его составляющих.

Научные концепции, правительственные программы и многочисленные кампании по решению угольных проблем и иже с ними не дали за последние тринадцать лет ожидаемых результатов. В своем глобальном, по сути, масштабе, где измерением служит смена определенных экономических устоев по всей вертикали, — от макроуровня функционирования жизненно важной энергосистемы страны, роли угледобычи в прибыльном металлургическом комплексе, самом распределении полезных ископаемых и до уровня решения хронически болезненного вопроса о будущем миллионов наших сограждан, сбрасываемых с периферии украинского рынка труда. Вот в этом цивилизационном масштабе немногое изменилось в угольном вопросе с конца 80-х годов прошлого века, когда массовые шахтерские волнения взорвали Союз. Определённые положительные подвижки наметились только в последние год-два, когда несмотря на известную вспомогательность и прямую связь с положением в угольной отрасли уже появились достойные высокой оценки примеры эффективного хозяйствования в угольном машиностроении.

Речь идет о мегапроекте украинской промышленности — создании координируемой системы машзаводов. Единая парадигма развития, финансово-техническая кооперация ресурсов в производстве, взаимодополняющее маркетинговое позиционирование в сбыте, общий профессиональный топ-менеджмент, иные необходимые в современных условиях службы, ведение научных разработок — вот некоторые из преимущественных особенностей машиностроительной группы, известной в Украине под брэндом Торгово-промышленная компания «Укруглемаш».

Вначале была программа…

В 2000 году из-за изношенности шахтного оборудования угледобыча сокращалась катастрофическими темпами, а сообщения о трагедиях стали ежемесячной печальной традицией. Все понимали, что нормальная работа большинства шахт без их технической модернизации невозможна, и в то же время «на самом высоком уровне» констатировалось, что позволить себе приобрести новую технику могут считанные единицы уголедобывающих предприятий. Выход из этого тупика был найден в рамках государственной «Программы ускоренного технического перевооружения перспективных шахт Украины очистными комплексами, проходческим и транспортным оборудованием в 2003—2004 годах»; обязательства по модернизации угольной отрасли взяла на себя компания «Укруглемаш». Свою деятельность компания, чьей задачей стало создание современных машин для подземных угольных работ, начала с объединения усилий научно-исследовательских институтов и предприятий угольного машиностроения СНГ. Была развернута активная работа по восстановлению заводов, изучению новых потребностей шахт ввиду осложнившихся горно-геологических условий, инвестирования производства, освоения внутреннего и внешнего рынков техники…

Наработан громадный уникальный опыт: за последние три года было оборудовано «под ключ» более 120 лав в Украине и России. Запущен механизм полного цикла выполняемых работ: от изучения особенностей конкретного угольного горизонта — разработки индивидуализированной техники — создания оборудования на заводе и т.д., вплоть до постгарантийного обслуживания. Де-факто в числе партнёров оказались все угольные предприятия. Особенно привлекает потребителя возможность получать продукцию в комплексе и без посредников, от нескольких необходимых производителей одновременно, сотрудничая при этом с одним юрлицом.

Был освоен ряд инвестиционных проектов, среди которых — «Организация производства горно-шахтного оборудования» на ЗАО «Горловский машиностроитель», «Организация производства крупногабаритного фасованного литья» и «Организация производства механизированных крепей» на ОАО «Дружковский машиностроительный завод»…

Не имея еще конечных цифр за 2003 год, по результатам финансово-хозяйственной деятельности в текущем году группа планирует выйти на более высокий уровень реализации товарной продукции, нежели в 2002 году с 1,3 млрд. грн. При этом около 95% продукции реализуется на внутреннем рынке.

Вспомним и о критиканстве в адрес компании и угольного машиностроения в течение всего 2003 года. Создавалась заказная шумиха, целью которой было подорвать репутацию компании, машзаводов и сорвать планы по внедрению новой техники. На неблаговидном поприще преуспели некоторые конкурирующие организации, где уровень выпускаемого ими оборудования на несколько лет отстал от аналогов дружковских, горловских и донецких машиностроителей. Особую группу хулителей составили те, кому достаточно лишь региональной прописки этих предприятий, — донецкой. Тут многие левые забывают о своей любви к рабочему классу, а это в конкретном случае — более 15 тысяч сохраненных рабочих мест. Правые же, увлекшись травлей представителей «донецкой угрозы», доказавших возможность эффективно работать не только в индустриальном крае, но и там, где другие оказались несостоятельными, забывают о «святая святых» — энергетической и экономической составляющих безопасности Украины, обеспечение которых невозможно при остановке углепрома. Естественно, в процессе освоения техники нового поколения иногда возникают трудности, особенно в ситуациях, когда шахтеры не всегда готовы к работе на более сложном оборудовании. Но ничто не может отменить вызова современности — «альтернативы у новой горнодобывающей техники нет».

Роль и значение объединенной группы «Укруглемаш» давно вышли на государственный уровень значимости. По оценкам независимых экспертов, сегодня объем товарной продукции, выпускаемой машзаводами системы «Укруглемаш», составляет около 80% рынка горно-шахтного оборудования.

«Наша миссия — новая техника»

2003 год стал для «Укруглемаша» годом прорыва. Усилиями ученых и машиностроителей создана техника мирового класса с целым рядом преимуществ. Расчетный ресурс нового оборудования в несколько раз выше, чем у заменяемых аналогов, и срок эксплуатационной службы значительно дольше. Уже первые результаты испытаний техники способствовали увеличению производительности в 2—3 раза. Она позволяет работать на очень тонких пластах (от 1 м), что актуально для Донбасса, где много маломощных пластов. Увеличивается безопасность труда горняков: вместо тяговых цепей в очистных комбайнах теперь используются электрические бесцепные системы подачи, исключающие травматизм.

Недавно силами коллектива ЗАО «Горловский машиностроитель» был создан принципиально новый проходческий комбайн «КПД». От своих предшественников он выгодно отличается наличием дистанционного управления, установкой пылеподавления, бурильным агрегатом для анкерного крепления подземных выработок. В продажах горно-шахтного оборудования весь текущий год лидировали механизированные крепи КД, КДД, ДТ, ДТМ Дружковского машзавода; очистные комбайны КДК700, КДК500, УКД300, проходческие комбайны КПУ, КПД Горловского машзавода; скребковые конвейеры КСД 27, КСД 26В, произведённые «Донецкгормашем».

Во второй половине 2003 года новая техника принесла ощутимые результаты и тем самым отбросила все сомнения в целесообразности создания новых агрегатов. Проходческий комбайн КДК500 на шахте «Южно-Донбасская №3» несет в забое среднюю нагрузку 1540 тонн в сутки; на шахте «Терновская» на очистном комплексе 1МКД90 с новым комбайном КА200 и скребковым конвейером СПЦ26 закреплены средние нагрузки в 1300 тонн в сутки. Это вдвое превышает прежние показатели.

По состоянию на 1 ноября, из 44 введенных в строй за бюджетные средства лав 14 оборудованы мехкрепями нового уровня: КД90 и ДМ. Но главная гордость машиностроителей — это четыре лавы, полностью (!) оснащенные высокопроизводительной техникой нового поколения.

Угольщики уже осознают, что без нового, более совершенного оборудования у них нет будущего. Повышение производительности в добыче, понижение себестоимости угля, уменьшение количества рабочих мест — только при наличии этих составляющих технического прогресса есть место под солнцем и под землей в XXI веке.

Завтрашний день «Укруглемаша»

Прогнозируя состояние рынка горно-шахтного оборудования после вступления в ВТО, можно сказать, что полдесятка небольших производителей техники для горного дела «умрут» или вынуждены будут «сократиться» до уровня мастерских по производству и ремонту отдельных вспомогательных элементов начинки лавы. Игрокам рынка вроде торговых посредников придется быстро менять место работы. А вот с крупными «актёрами» несколько сложнее: социальное значение этих заводов для городов, потенциальный запас ресурсов, возможные предложения западных компаний о совместном производстве продлят их существование. Правда, шансы достойно войти в новую среду имеются только у двух-трех наиболее серьезных производителей, и им предстоит провести укрупнение и форсирование внедрения новой техники. Только в случае достойного представления оборудования с выгодным покупателю сочетанием цены и качества можно рассчитывать на то, что украинские недра будут вырабатываться отечественными машинами.

«Мозговому звену» государственной машины при принятии решений следует руководствоваться пониманием того, что рациональнее идти на разумные протекционистские уступки родному неповоротливому углепрому, чем в результате политических и реструктуризационных экспериментов оказаться в полном ступоре национальной экономики, реальном при энергетическом кризисе.

Бюрократический климат и отраслевая среда функционирования машиностроительной системы неоднородны. В парламенте далеко не все чётко представляют себе будущее отрасли. Нет и единой позиции относительно разрешения громадного пласта существующих проблем. Некомпетентность и заполитизированность в подходах к решению этих жизненно важных задач приводят к потере времени и средств.

Сегодня Кабмин пытается найти приемлемый механизм размещения заказов на поставку оборудования для угольной промышленности в 2004 году. Государство является одним из главных заказчиков продукции угольного машиностроения, и правительство предлагает перейти на формирование индикативных цен, по которым и будут осуществляться закупки у машзаводов.

Кабмин намерен наращивать финансирование связанных с угольным машиностроением бюджетных статей. Эта мера оправдывается не только желанием поднять отрасль. Дело в том, что уже с 2005 года правительство вынуждено будет отказаться от государственного субсидирования добычи угля, — это обязательство наша страна возьмет на себя сразу после вступления во Всемирную торговую организацию. В этих условиях правительство считает единственным выходом срочное техническое перевооружение угольных шахт с целью снижения себестоимости добычи и, как следствие, себестоимости добываемого угля. Сроки, за которые на украинских шахтах должны быть установлены новые, более эффективные угледобывающие комбайны, весьма ограничены.

Вместе с правительством ищут оптимальные способы работы и сами руководители машзаводов. Генеральный директор Горловского машиностроительного завода Владимир Луговской полагает, что возможные потери от снижения цен можно компенсировать за счет роста производства. Некоторые опасения машиностроителей связаны как раз с ожидаемым увеличением заказов. В частности, Дружковский завод, выпускающий крепи, уже в этом году работал в три смены, загрузив все производственные мощности, — предприятиям угольного машиностроения, фактически простаивавшим несколько лет, сейчас сложно включиться в работу на полную мощность. Не случайно к позитивным наработкам системы «Укруглемаша» проявляют здоровый интерес и многие другие предприятия угольного машиностроения, с которыми налаживается взаимовыгодное сотрудничество. Это Свердловский и Краснолучский машзаводы в Луганской области, «Свет шахтера» в Харьковской…

Руководитель ТПК «Укруглемаш» Сергей Павленко, прошедший серьезную обкатку в структуре «Индустриального союза Донбасса», говоря о планах, отмечает: «Прежде всего нам необходимо закрепить прорыв в сфере новых разработок и на практике, на местах получить ощутимые результаты от новой техники, а именно — повышение угледобычи в два раза. Наша компания занимает позицию наступательного освоения новых возможностей бизнеса в современном мире. И мы планируем применить свой потенциал и в иных, нежели номенклатурный ряд горно-шахтного оборудования, видах машиностроительной продукции. Очень важно, чтобы украинского производителя представляли лучшие из лучших, и тем самым поднимали престиж национальной марки машиностроителей Украины».