2004-08-25

Без разведки — никуда

Выступая 31 октября на конференции “Нефть и газ’2001" (проходившей в рамках одноименной выставки), глава правления ОАО “Укрнефть” Олег Салмин (на фото) заявил, что уже разведанные “извлекаемые запасы” НЕ МОГУТ обеспечить существенного роста добычи нефти.

     Рост добычи нефти в перспективе возможен только при условии резкого увеличения объемов глубокого разведочного бурения, открытия и введения в разработку новых солидных месторождений, которые, к примеру, могут находиться на Черноморском и Азовском побережье. Существенно улучшить ситуацию, по мнению г-на Салмина, может и внедрение новых технологий, к примеру, горизонтального бурения.

     По словам Олега Салмина, в этом году “Укрнефть” уже пробурила две скважины “по-новому” и со следующего года начнет активно внедрять горизонтальное бурение на своих месторождениях.

     В нынешнем году итоги девяти месяцев работы таковы: пробурено 23096 м поисково-разведочных скважин (за аналогичный период прошлого года — 8839 м); объемы эксплуатационного бурения увеличились более чем на 20%; добыто 2,1026 млн т нефти и конденсата, что на 6% больше запланированного, а также 2,474 млрд куб.м газа — это на 3% больше, чем намечалось. “У нас стабильно перевыполняются плановые показатели... Думаю, что 2002 год мы сможем назвать годом стабилизации, годом, который позволит нам смотреть в будущее с перспективой по увеличению добычи нефти на территории Украины”, — сказал г-н Салмин.

     Всякий раз, когда речь заходит о перспективах, а особенно о перспективах увеличения добычи нефти и газа, возникают несколько вопросов: а есть ли на самом деле необходимые запасы углеводородов в Украине? И если есть, то сколь дорогими они окажутся в конечном итоге? И наконец, кто и на каких условиях будет финансировать разведку и разработку месторождений, прежде чем они дадут реальную отдачу?

     Что касается первого вопроса, то “Укрнефть делает ставку не только на украинские месторождения. Уже второй год г-н Салмин говорит о необходимости выхода компании за рубеж. На сегодняшний же день, по его словам, “мы (в смысле “Укрнефть”. — Ред.) свой взор устремляем на Ближний Восток. У нас идут переговоры и уже есть наработки по созданию совместной компании с Ливией”. Интересна для “Укрнефти” и работа в России. С учетом своих размеров и реальных возможностей компания намерена ориентироваться на небольшие объемы добычи. Однако “для нашей страны, — заметил г-н Салмин, — 2-3 млн т дополнительно добытой нефти — это достаточно большой ресурс, который может активно влиять на ее энергетическую безопасность”.

     Что касается возможностей финансирования, то в этом вопросе ясности нет. Да, внешне финансовая ситуация в компании выглядит вполне благопристойно. Что ни говори, а аукционы, на которых продается нефть, сжиженный газ, газовый конденсат и стабильный бензин, сыграли свою роль. По данным “Укрнефти”, в 2000 году выручка компании от реализации продукции составила кругленькую сумму в 3,656 млрд грн. (в 1999 году — вдвое меньше). Но...

     На выставке от одного из акционеров “Укрнефти” довелось услышать о том, что нефтяные аукционы могут прекратиться. Мол, НАК “Нефтегаз Украины” настаивает на их прекращении (НАК эту информацию КАТЕГОРИЧЕСКИ отрицает. — Ред.), желая большую часть нефти, во всяком случае нефти, так называемого “восточного направления”, поставлять на Кременчугский НПЗ. И вообще — все наполеоновские планы “Укрнефти” могут рухнуть, если ее главный акционер — НАК “Нефтегаз Украины” и частные акционеры, консолидировавшие 41% ее акций, не договорятся между собой и собрание акционеров, назначенное на 15 ноября, опять будет сорвано. Недаром тема их взаимоотношений ну очень горячо обсуждалась в кулуарах выставки.