С 29 октября по 1 ноября в Киеве проходила V Международная выставка и конференция «Нефть и газ 2001». Сама выставка мало чем отличалась от подобных ей и предыдущих, но в то же время имела национальный колорит хотя бы уже благодаря составу участников.
Тем не менее значительный интерес представляли тематические конференции, круг участников которых в этот раз значительно расширился. При этом выступления носили прикладной характер, могли быть услышанными представителями государственных структур, формирующих стратегию и тактику энергетической безопасности государства.
Оценка выставки-конференции «Нефть и газ 2001» представителями Верховной Рады, Кабинета министров Украины, специалистами отрасли была на удивление однозначной. В частности, на вопрос корреспондента газеты, не являются ли такого рода выставки и конференции всего лишь очередным сбором VIP-персон, не несущими никакой смысловой нагрузки, вице-премьер-министр Украины Олег Дубина ответил лаконично: «Такого рода выставки — это интегратор, который двигает технический прогресс».
Для председателя правления ОАО «Укрнефти» Олега Салмина, выставка и конференция носили куда более практический характер. «Мероприятия такого рода обязательно необходимо проводить, так как они не только объединяют участников рынка, но и позволяют просто пообщаться друг с другом. Обычно у нефтяников и газовщиков значительные объемы текущей работы, что не позволяет лишний раз встретиться и поделиться достижениями и впечатлениями. Выставки — это барометр нефтегазовой отрасли Украины: сразу же можно узнать новичка, который появился на рынке, ознакомиться с новыми технологиями и т.д. Фактически здесь определяется стратегия развития нефтегазового комплекса Украины», — считает господин Салмин.
В ходе работы энергетического форума рассматривалось несколько важнейших для Украины проблем, «разбитых» на режущие ухо «пленарные заседания». На первом из них рассматривались проблемы формирования новых маршрутов транспортирования нефти и повышения энергетической безопасности ни много ни мало… Европы. В рамках этого заседания затрагивались вопросы не только непосредственно «безопасности Европы», но и проблемы развития восточных и западных рынков нефтепродуктов, анализировалась возможность интеграции рынков, остро поднимались вопросы инвестирования в нефтегазовый сектор Украины.
Второе заседание было посвящено транзитным возможностям газотранспортной системы Украины, в ходе которого были оценены российские поставки газа в Европу, европейские потребности в нем, а также возможности газотранспортных маршрутов (в том числе украинских) и возможности международных нефтегазовых компаний, направленных на решение этой проблемы в перспективе.
Последний тезис, который вызывал меньше споров и полярных взглядов, касался «Проблем увеличения добычи нефти и газа в Украине». Состав докладчиков по этой теме показал, что международным структурам этот вопрос мало интересен и в его решении Украина должна положиться исключительно на своих специалистов и внутренние инвестиционные резервы.
Профессионалы рекомендуют
Несмотря на то, что не все заявленные специалисты приняли участие в выступлениях и дискуссиях, Михаил Ковалко, народный депутат и председатель наблюдательного совета «Нефтегаза Украины» считает, что «в целом объединение конференций и выставок несет двойную информационную нагрузку. Во-первых, выставки способствуют обмену опытом; во-вторых, помогают узнать о лучших достижениях в добыче, транспортировке, переработке нефти и газа… Обмен мнениями в процессе дискуссий на конференциях позволяет найти наиболее правильное решение».
Как рассказал корреспонденту «ЗН» Серж Бувье, директор представительства Gas de France в Киеве, «в этом году мы не были представлены на выставке собственным стендом, но посетили её в качестве гостя и участвовали в совещании рабочей группы GATE-2010 Газового центра Европейской экономической комиссии ООН по вопросам транспортировки природного газа. Хочу сказать, что по сравнению c прошлым годом количество экспонентов увеличилось, и компаниям, которые рассматривают возможность инвестирования в Украину, обязательно необходимо было побывать на выставке «Нефть и газ 2001». «На этот раз очень много стендов было посвящено газовой промышленности, что особенно важно для нас, поскольку нашу компанию прежде всего интересует именно эта отрасль», — сказал господин Бувье.
А представитель московской компании «Евроэкспо», побывавший на выставке, утверждает, что она «оформлена была в целом на очень высоком уровне. Несколько неудачно, правда, выглядели намоченные дождем белые флаги «Лукойла» у входа, но зато очень профессионально были изготовлены стенды «Укртрансгаза» и «Укрнефти».
«В прошлом году мы участвовали и в выставке, и в конференции, в этом году только в конференции. Честно говоря, я был удивлен количеством участников и их составом. На мой взгляд, и выставка, и конференция удались», — прокомментировал итоги выставки «Нефть и газ 2001» Лесли Ластовецкий, глава представительства Shell Central Europe Services Company Ltd.
Добыть — не добыть
Первый из прошедших семинаров «Формирование новых маршрутов транспортирования нефти: повышение безопасности энергетического рынка Европы» рассматривал задачи, о которых все же стоит рассказать отдельно.
«Украина всегда отличалась высоким уровнем специалистов в сфере добычи нефти и газа. Это позволило в 1974 году достичь пика добычи в 14 млн. тонн. В прошлом году мы добыли 3,7 млн. нефти, а в этом году планируем выкачать столько же углеводородного сырья», — констатировал Вадим Копылов, председатель правления НАК «Нефтегаз Украины».
Сокращение объемов добычи углеводородов связано с сокращением уровня финансирования разведки и добычи, а также с тем, что до 75% всех украинских месторождений находятся на последней стадии разработки или их запасы уже вычерпаны. Поэтому, отмечали украинские специалисты, сегодня технологически важно научиться эффективно использовать существующие скважины и добывать сырье с большой глубины.
Основные запасы нефти и газа сосредоточены в сухопутной части Украины — в Черниговской, Сумской, Полтавской и Харьковской областях. Что касается перспективы развития добычи в шельфовой зоне, то, несмотря на то, что летом госпредприятие «Черноморнефтегаз» вблизи острова Змеиный открыло новые залежи жидких и газообразных ископаемых, но ближайшей перспективы, без привлечения иностранных компаний, специалисты отрасли там не видят. «Говорят о больших запасах нефти на Черноморском шельфе. Теоретически они там могут быть, но для их разработки и добычи нужны финансовые средства, например, для закупки платформ», — рассказал Олег Салмин.
На сегодня из всего спектра новых технологий нефтедобычи в Украине применяются лишь три технологических решения: горизонтальное бурение — это один из новых прогрессивных методов проведения бурения (этот метод, давно известный во всем мире, в Украине начал применяться только в 1997 году); срез старых стволов (ранее применялся простой метод — бурение так называемого дублера основной скважины, т.е. бурили новую скважину. Сегодня стали использовать нарезку новых стволов, то есть используется старый ствол до определенной глубины, а затем вырезаем окно и бурится новый, второй ствол); и на поздней стадии разработки очень эффективным является гидроразрыв пласта.
При столь низком уровне применения новых технологий в отрасли представители украинских научно-исследовательских институтов и Национальной Академии наук продолжают утверждать, что большая часть практических методик мирового уровня разработаны в Украине.
Инвестиционный климат
Собственно, вопросам инвестиционного климата в Украине и привлечения иностранных и внутренних инвестиций в энергетические отрасли не было посвящено отдельного заседания. Но сама выставка и конференции были направлены на то, чтобы найти потенциальных инвесторов. Например, глава НАК «Нафтогаз Украины», отметил, что «нам нужны инвестиции, и эта выставка как раз для того и проводится, чтобы их привлечь. Но инвестиции нужны только в те области, где мы не можем справиться сами».
Практически все выступающие в той или иной степени затрагивали вопросы «капиталовложений со стороны». Причем они затрагивались как в контексте поддержки уже работающих в Украине инвесторов, так и в контексте привлечения новых. «Интересно, что выставка привлекла достаточное количество инвесторов. Возможно, они не будут вкладывать деньги завтра, но они убедились в том, что рынок организован, имеет собственную стратегию, на нем можно работать и есть с кем сотрудничать. И главное, что в энергетических отраслях Украины работают профессионалы, которые могут обслужить эти инвестиции. На семинарах с докладами выступили те, кто планирует обратить свой взгляд на инвесторов. Например, мы сможем найти здесь компании, которые выдадут оборудование в лизинг; портфельных инвесторов; компании, которые помогут разместить процентные облигации; партнеров по совместной добыче нефти за рубежом», — делится впечатлениями Олег Салмин.
Однако не все участники форума были столь же оптимистичны, когда разговор заходил об инвестиционном климате в Украине. Даже представители законодательной власти считают, что здесь есть широкое поле деятельности для создания ровных и необратимых правил игры, снижающих до минимума инвестиционные риски.
Приблизительно так же высказался и вице-президент АКИБ «УкрСиббанк» Эрнест Галиев, который уверен, что только четкие правила работы для АО и всех их акционеров — государственных и частных — позволят нормально работать предприятиям, держателями акций которых они являются. Сегодня же ситуация иногда доходит до абсурда, а вполне закономерные требования частных (и весьма крупных) акционеров, например, «Укрнефти» полностью игнорируются представителями государства. Так игнорируется элементарное требование консолидировавших свои акции частных акционеров ОАО «Укрнефть» получить 5 из 11 голосов в наблюдательном совете этого АО. Сегодня негосударственным акционерам в этом органе принадлежит только два места при том, что в уставном фонде «Укрнефти» частным акционерам принадлежит лишь на одну акцию меньше, чем государству. Такой расклад явно не устраивает частных акционеров. И очевидно они попытаются добиться принятия своих требований. Уже потому, что в настоящий момент, по свидетельству частных акционеров «Укрнефти», они имеют доступ только к годовому отчету и статистическому балансу компании. А как конкретно и на что используются заработанные компанией средства, никто из частных акционеров доподлинно не знает.
По мнению Л.Ластовецкого, когда речь идет об инвестициях в нефтегазовый комплекс Украины необходимо четко представлять себе, что первые шаги должен сделать Кабинет министров Украины. «Мы готовы рассмотреть любое предложение об инвестициях в международную газотранспортную систему, но необходимо, чтобы они исходили от Украины», — сказал Ластовецкий.
«Кулуарные» откровения
В ходе работы «Нефть и Газ 2001» известные чиновники сообщили целый ряд интересных фактов о состоянии нефтегазовой отрасли.
Во-первых, на государственном предприятии «Азмол», которое производит смазочные масла и смазки и входит в состав НАКа, совместное предприятие хотят создать сразу две НК — «Лукойл» и Тюменская нефтяная компания. Рассматривается несколько вариантов сотрудничества, но определенно известно одно — руководство «Нефтегаза Украины» категорически против проведения конкурса приватизации «Азмола».
Во-вторых, как оказалось, вопрос о банкротстве дочерней компании «Укргаздобыча», инициированный ГАК «Укрресурсы», полностью снят с повестки дня.
Кроме того, усилия украинской стороны по привлечению бразильской компании Petrobras к добыче нефти на Черноморском шельфе будут продолжены, так как, по словам В.Копылова, «шельф вызвал заинтересованность у бразильцев». Привлечение Petrobras важно прежде всего потому, что у компании есть опыт добычи углеводородного сырья с глубины более одного километра. Еще один транспортный, нефтяной вопрос находится на стадии согласования с российской стороной. В частности, Украина предлагает транспортировать российскую нефть в Новороссийск, в объеме 12 млн. тонн в год, через нефтепровод Приднепровского предприятия магистральных нефтепроводов. Пока это предложение отклика в сердцах чиновников «Транснефти» не нашло, но в НАКе не оставляют надежды до конца этого года его урегулировать. Тем более что для покрытия потерь в связи с введением ветки «Суходольская-Раздольная» «Укртранснефть» вынуждена будет увеличить тарифы транспортировки нефти в Одессу и на украинские НПЗ, на которых работают российские НК.