Так уж традиционно сложилось, что большинство граждан щедрых на полезные ископаемые стран сами живут, как правило, бедно. Подтверждается это правило и в богатой на минеральные ресурсы Украине. Что ожидает отечественную добывающую промышленность в ближайшие годы? Удастся ли Украине найти эффективный механизм распоряжения собственным богатством?
В соответствии со статьей 13 Конституции Украины, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся на территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа.
Если бы украинская экономика работала эффективнее, а указанная норма Конституции выполнялась буквально, то каждый гражданин Украины реально почувствовал бы, как щедра его Украина. Судите сами, в недрах Украины найдено около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых.
Около 8 тысяч месторождений 97 видов имеют промышленное значение и включены в государственный баланс. По запасам железных (около 14% общемировых), марганцевых руд (около 43%) и ряда других полезных ископаемых, Украина занимает ведущие позиции в мире. Также сильны наши позиции в добыче угля, титана, графита, каолина. Некоторые эксперты, говоря о суммарной стоимости полезных ископаемых, заложенных в украинских недрах, называют сумму до 30 триллионов долларов. И хотя нам она кажется несколько завышенной, вряд ли стоит спорить с утверждением, что при разумном подходе, украинские недра могли бы стать одним из важных факторов роста благосостояния украинских граждан.
В 1990-х годах отечественная добывающая промышленность пережила кризис, связанный в первую очередь с утратой традиционных рынков сбыта как руды, так и продуктов ее обогащения и первичной обработки (концентратов), а также готовой продукции. Вторым фактором падения была изношенность оборудования большинства горнодобывающих и перерабатывающих предприятий. Поэтому, если в 1990 году стоимость продукции минерально-сырьевого комплекса Украины оценивалась в 20,1 млрд. долларов, то к 2000 году эта показатель упал до 17,5 млрд. долларов. За этот период, также существенно уменьшился экспорт минерального сырья — с 9,7 млрд. долларов в 1990 году до 5,29 долларов в 2000-м.
Но даже с учетом кризиса, по данным Института экономики Национальной академии наук, в 2000 году доля валовой продукции минерально-сырьевого комплекса достигала 40% ВВП. За счет производства и реализации этой продукции было получено до 60% поступлений в бюджет и 63% валютных поступлений.
Основополагающим документом, регулирующим правоотношения в сфере добычи полезных ископаемых является Кодекс о недрах, принятый еще в июле 1994 года. Это было время перехода от социалистической экономике к рыночной, о которой некоторые депутаты знали тогда только по литературе, а депутаты-коммунисты даже слышать о ней ничего не хотели. Поэтому Кодекс о недрах, даже с учетом десятка внесенных в него изменений, несколько далек от реалий повседневности.
В апреле 2004 года, Кабинет министров внес на рассмотрение Верховной Рады проект новой редакции Кодекса о недрах (№5471). После работы над документом в комитетах Рады в первый же пленарный день шестой сессии, 7 сентября законопроект был вынесен на голосование. Но в сентябре уже начиналась компания по выборам Президента Украины, и к подобным документам депутаты относились настороженно. В результате законопроект поддержали только 173 народных избранника из пропрезидентских фракций.
Что касается текста документа, то больше всего не понравилась депутатам норма, согласно которой ставки, механизмы начисления и порядок взыскания сбора за специальное использование природных ресурсов устанавливаются Кабинетом министров Украины. Также депутаты настороженно отнеслись к статье 27 законопроекта, в соответствии с которой в случае обретения права собственности на сооружения и прочее имущество, связанное с использованием недр, их собственник имеет преобладающее право на получение специального разрешения на пользование недрами.
После президентских выборов кабминовский проект Кодекса о недрах не был отозван. Однако известно, что в “недрах” Министерства охраны окружающей природной среды разрабатывался новый законопроект, который, правда, существенно не отличается от своего предшественника. Официально на рассмотрение Рады он пока не вносился, однако сам текст документа публиковался для обсуждения. И хотя уверенности в том, что именно этот документ будет внесен на рассмотрение парламента, нет, все же стоит отметить наиболее важные его пункты.
Прежде всего отметим, что законопроектом с 4-х до 7-ми увеличивается число платежей и сборов за пользование недрами. В частности, предполагается, что с пользователей участков недр будут взыматься такие платежи:
-
сбор за пользование недрами;
-
сбор на воспроизведение минерально-сырьевой базы;
-
ресурсная рента;
-
сбор за предоставление специальных разрешений на пользование участком недр;
-
сбор за предоставление горных отводов;
-
сбор за участие в конкурсе или аукционе;
-
плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.
Причем, если действующая редакция кодекса предусматривает, что часть платежей за пользование недрами перечисляется в местные бюджеты (бюджет АР Крым, бюджеты областей, Киева и Севастополя), то, согласно новой редакции, все платежи и сборы за пользование недрами перечисляются в государственный бюджет Украины.
Не хочет Правительство отказываться и от нормы, согласно которой ставки (нормативы), механизм начисления и порядок взыскания платы за пользование недрами, дифференцированной по каждому месторождению и видам полезных ископаемых, устанавливаются Кабинетом министров Украины (статья 97 проекта).
Существенной является норма статьи 20 проекта новой редакции Кодекса о недрах, согласно которой государственная экспертиза и оценка запасов полезных ископаемых проводится за счет заказчиков Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.
Урегилирован законопроектом и вопрос права собственности на недра. В частности, законопроектом предусмотрено, что недра в границах территории Украины, ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, являются объектом права собственности украинского народа, а физическим и юридическим лицам недра предоставляются в пользование согласно законодательству.
Субъектами права собственности на месторождения полезных ископаемых является государство — на месторождения государственной собственности и территориальные общины — на месторождения полезных ископаемых местного значения (общераспространенные), расположенные на землях коммунальной собственности.
Согласно статье 26 проекта, полезные ископаемые, изъятые юридическими и физическими лицами из месторождений полезных ископаемых, находятся в их собственности, если другое не предусмотрено законом.
В собственности юридических и физических лиц также находятся техногенные месторождения полезных ископаемых, которые накопились в них во время добычи полезных ископаемых, обогащения и переработки минерального сырья или возникли вследствие потерь во время хранения, транспортировки и использования продуктов переработки минерального сырья.
Также проектом кодекса предусмотрено, что геологическая информация, созданная субъектами хозяйствования за собственные средства, является их собственностью.
Регулирует законопроект и право собственности на сооружения и прочее имущество, связанное с использованием недр. В частности. предусматривается, что право собственности на сооружения и прочее имущество, связанное с использованием недр, приобретается и реализуется в соответствии с гражданским законодательством.
В случае обретения права собственности на сооружения и прочее имущество, связанное с использованием недр, их собственник имеет преобладающее право на получение специального разрешения на пользование недрами.
Как видно, законопроект содержит немало норм, которые вызовут жаркие дебаты в сессионном зале, так что надеяться на его скорое принятие вряд ли стоит. Разве что многочисленным “добытчикам”, которые, как ожидается, будут представлены в новом составе Верховной Рады удастся договориться между собой. А договариваться придется — разработчикам недр срочно нужны инвестиции, а старый кодекс как раз является препятствием на их пути.
В конце января в Раде был зарегистрирован еще один проект Кодекса о недрах, инициатором внесения которого выступил Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Геннадий Руденко. Кажется, автор законопроекта серьезно настроен на то, чтобы попытаться вынести законопроект на рассмотрение Рады в последнюю пленарную неделю. Логика здесь простая: если законопроект не будет принят хотя бы в первом чтении, то с прекращением полномочий Верховной Рады четвертого созыва он будет автоматически отозван. Если же законопроект удастся принять в первом чтении, то следующему составу Рады придется уже иметь дело с концепцией, заложенной в нем. Однако представляется, что инициатива главы профильного комитета, какой бы умысел она не несла, вряд ли имеет шансы на успех.
Так что, скорее всего, к рассмотрению новой редакции проекта Кодекса о недрах депутаты вернутся уже осенью.
Правда, это вовсе не значит, что до той поры все будет без перемен. Буквально на днях Президент Украины подписал закон, которым вводится лицензирование добычи полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых. Этот закон пришелся как нельзя кстати Кабмину, готовящемуся начать масштабную войну за аннулирование нескольких сотен лицензий на пользование недрами, выданных с 23 июня по 31 декабря 2004 года без проведения аукционов. Пока же недра хранят молчание.