Взорвался метан, которого “не должно было быть”

Один горняк погиб и семеро госпитализированы

На шахте "Ждановкауголь" (ранее известной как "Рассвет") г. Кировское в среду в 17.38 произошел выброс газа-метана, повлекший за собой взрыв. Авария произошла на соединительной просеке выработки участка N2 в семидесяти метрах от поверхности. От ударной волны разнесло крышу, разворотило бетонные плиты. Пятеро пострадавших сегодня находятся в ожоговом центре Донецка, еще двое с переломами – в травматологическом отделении больницы Кировского.

Горнорабочий очистного забоя Александр Сорванов оказался в самом центре взрыва – его состояние врачи оценивают как крайне тяжелое. Он с бригадой пришел "менять" первую смену. Сам ничего не понял – только в больнице ему сказали, что он "взял" удар на себя. Несмотря на страшные травмы, вспоминает, что, будучи в состоянии шока, сам вышел из шахты.

Хотя здесь и добывается уголь очень высокого качества, шахту можно отнести к разряду вымирающих. Мало того, что люди работают за копейки – так и те все еще ждут. Рабочим не только не отдали старые долги по зарплате (как это заявила экс-премьер Юлия Тимошенко, будучи в августе в Донецке), но и не выплачивают в полном объеме текущую. Только в прошлом месяце рабочие бастовали, требуя выплатить долги. Несмотря на сверхкатегорийный статус, шахта работала нормально, и за послед-ние десять лет проблем с природным газом не возникало.

Число пострадавших во время аварии могло быть и больше, если бы взрыв не пришелся на пересменку. Единственное, что настораживает: откуда взялся газ на стволе, практически на поверхности? Даже шахтеры с многолетним подземным стажем говорят, что никогда раньше о таком не слышали. И что обиднее всего, виной этому – не природа, на которую принято списывать все грехи, а халатность, с которой экономят на всем, чтобы снизить себестоимость угля, даже на безопасности людей.

Как рассказал бывший горнорабочий этой шахты, предприятие явно "занехаяли": "Сейчас здесь даже нет проходчиков – только ГРОЗы. Причем на одном участке работает комплекс, и там добывают до тысячи тонн угля в сутки, а на другом, где и случился взрыв, работают дедовскими методами – отбойными молотками, и суточная норма там всего 70 тонн. Ее давно пора было закрыть – только людей мучают…"

Виктор Заблоцкий, исполняющий обязанности заместителя начальника территориального управления Госнадзорохрантруда по Донецкой области, сообщил, что официальные результаты будут не раньше субботы: "Эта шахта по уровню опасности относится к разряду сверхкатегорийных. Но как раз в этом месте происходит выветривание, и газа не должно было быть. Подземных рабочих, которые находились на этом участке, было десять человек и одна женщина, лебедчица, на поверхности. Еще три человека работали на нулевой площадке ствола, они тоже попали под удар, но благодаря тому, что находились за вагонами, не пострадали. Единственное, что мы на данный момент знаем: произошел взрыв газовоздушной смеси. Место сейчас определяем – уже есть версии. Все подземные работы на шахте прекращены".

Юрий Крутенко, горный мастер: "Полбригады осталось наверху, а шесть человек пошли вниз. Бригадир ГРОЗ Станислав Сартюков, который шел первым, погиб. Его нашли в пяти метрах от конвейера. То ли он не дошел, и произошел взрыв, то ли что-то включил. У нас вентилятор то работает, то не работает. Как раз в это время его включили, и облако газа потянуло наверх. Видимо, была искра. Понятно, если бы взрыв произошел в забое, а то на стволе… Тех, кто оказался рядом, пооткидывало на шесть метров. Было страшно. Меня откинуло метра на три, я упал на двигатель, и мне на спину полетело железо, доски. Нас с лебедчицей, которая тоже пострадала, привезли сюда, в травматологию, – у нее, кроме травм, еще и шок".

Владислав Гринь, генеральный директор Института восстановительной и неотложной хирургии: "На первом этапе медпомощь оказала горноспасательная медицинская служба. Наши сотрудники на реанимационной машине сразу вы-ехали на место трагедии, осмотрели пострадавших и решили, что их необходимо доставить в Донецк. К сожалению, мы не первый раз с этим сталкиваемся, и у нас есть все медикаменты и оборудование для оказания первой помощи прямо в реанимобиле. Пятеро пострадавших поступили к нам около одиннадцати вечера. Один находится в тяжелом состоянии – у него очень большая площадь ожогов, около пятидесяти процентов. Это усложняется ожогом дыхательных путей и сотрясением головного мозга. У троих пациентов ожоги в пределах тридцати процентов – их состояние мы оцениваем как тяжелое. И есть пациент средней степени тяжести, у которого поражение не превышает пятнадцати процентов".

Какова цена черного золота?

С начала года на украинских шахтах погибли 110 горняков, травмировано более шести тысяч. За этот период на шахтах Украины произошло 12 аварий с групповыми несчастными случаями, во время которых травмировано 43 человека, в том числе 12 – смертельно. На предприятиях угольной промышленности погибли три женщины. У погибших шахтеров остались сиротами 56 детей в возрасте до 18 лет. Вчера этот список пополнил забойщик Виктор Мозговой, погибший под завалом на шахте им. Ленина в Горловке.