Большинство россиян сегодня имеют весьма смутное представление о том, что из себя представляет добыча нефти и газа на морских шельфах, как работает завод по производству сжиженного природого газа, как выглядят и действуют морские добывающие платформы. И тут, как говорится, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому еженедельник "Бизнес-класс" с энтузиазмом принял предложение норвежской компании "Statoil" побывать в Норвегии на предприятиях по добыче нефти и газа. Ведь если мы говорим об участии России и, в частности, Архангельской области в разработке Штокмановского месторождения, то без понимания опыта норвежцев нам не обойтись.
Ни для кого не секрет, что из всех западных компаний сегодня наиболее активно стремятся участвовать в Штокмановском проекте Газпрома именно норвежские "Statoil" и "Hidro". Сегодня норвежцы активно вовлекают в процесс освоения Шток-мана Архангельскую и Мурманскую области, проводят мероприятия для региональных поставщиков оборудования, привлекают к разработке технологий региональные университеты и активно делятся информацией.
Но такое пристальное внимание со стороны норвежцев к российским северным областям объяснимо: Норвегия и север России (Поморье) – это традиционно и в перспективе интегрированный экономически и экологически регион, где действия двух соседних стран в будущем должны быть максимально согласованы. Этого хотят и норвежцы, и россияне.
– Мы понимаем, что все решения в России принимаются в Москве, – сообщил в Бергене корреспонденту "БК" вице-президент по сотрудничеству в Баренц-регионе компании "Statoil" Харальд ФИННВИК. – Однако принцип нашей работы сводится к тому, чтобы сотрудничать и с центром, и с регионами – с региональными властями, поставщиками оборудования и, конечно же, с региональными СМИ.
Газпром меряет семь раз
Напомним, что "Statoil" желает приобрести у Газпрома 25% акций в Штокманов-ском проекте и предлагает обменять их на свои 10% в Сновит (Белоснежка). Компания "Hidro" в свою очередь выразила намерение приобрести 20% в Штокмане и предлагает 10% в Ормен Ланге (Длинный Змей). Но на днях начальник департамента оценки и анализа Газпрома Игорь МЕЩЕРИН заявил, что с июля по сентябрь 2006 года Газпром будет проводить на Штокмане дополнительные изыскательские буровые работы. Для зарубежных компаний, включенных в "шорт-лист" Газпрома по участию в разработке Штокмана, это означает, что окончательное решение по их предложениям вряд ли появится раньше осени 2006 года. Впрочем, с одной стороны, это затягивание сроков начала работ, но с другой – возможность для дополнительного анализа условий, выдвигаемых сторонами. Ведь если российские доли останутся прежними, а запасы Штокмана увеличатся – тогда придется отдать больший объем газа, чем планировалось. Вряд ли это выгодно Газпрому, который предпочитает семь раз отмерить и один раз отрезать. По словам Игоря Мещерина, его компания рассматривает возможность увеличения добычи газа в рамках Штокмана с 67,5 млрд куб м в год до 90 млрд куб м.
Мелкойя -остров в море газа
По словам Игоря Мещерина, увеличение запасов, помимо всего прочего, потребует увеличить мощность второй и третьей линий (по 22,5 куб. м газа каждая) в штокмановском проекте завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Либо Газпрому потребуется строить отдельную четвертую линию.
Что из себя представляет современный завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), мы увидели, когда посетили город Хаммерфест. Недалеко от него, на острове Мелкойя в Баренцевом море, сегодня завершается строитель-ство первого в Европе и самого северного в мире норвеж-ского завода по производ-ству СПГ.
Норвежцы переводят имя Мелкойя как Молочный остров (мельк-молоко), хотя признают, что оно не норвежское. Впрочем, мы-то без труда угадали в нем старинное поморское название – Мелкое. Остров соединен с берегом туннелем длиной 2316 м, расположенным в толще морского дна на глубине 60 м, по нему мы и прибыли на автобусе на завод.
Во время Второй мировой войны здесь была база немецких подводных лодок, тех самых, которые топили западные конвои, шедшие в Архангельск. Но сегодня остров является форпостом добычи природного газа в Норвегии.
От Сновит до Ков Поинт
По словам специалиста по связям с общественностью и СМИ компании "Statoil" Сверре ХОЕДАЛА, на Мелкойя от шельфового газоконденсатного месторождения Сновит (Белоснежка), оператором которого является компания "Statoil", проложен самый длинный в мире подводный гибкий газопровод протяженностью 143 километра с диаметром трубы 65,5 см.
– Расположенные в одном секторе месторождения Сновит, Альбатрос и Аскелад – первые шельфовые месторождения в Баренцевом море, которые были открыты в 1981 году, – пояснил Сверре Хоедал. – Добыча газа здесь ведется подводным способом на глубине 250-345 метров. Газ по трубам качают 20 компрессоров.
Хоедал подчеркнул, что "Statoil" использует только новейшие технологии, причем важнейшим условием является минимизация рисков загрязнения окружающей среды. Центр автоматического контроля за всеми процессами транспортировки и сжижения газа будет находиться прямо на острове. Здесь используются очень сложные технологические решения и логистические методики, ведь газ надо не только добыть, но и разделить на фракции, удалить углекислоту и воду (которые требуется утилизовать, не нарушив природную среду), а также нужно найти способы безопасной и рентабельной транспортировки до каждого потребителя.
Ежегодный газовый экспорт с завода на острове Мелкойя в целом составит: 5,7 биллиона кубометров природного газа, 460 тысяч тонн конденсата (так называемой "легкой нефти", состоящей из фракций пентана, гептана и гексана) и 220 тысяч тонн сжиженной смеси пропана и бутана. Наряду со странами Европы наиболее прдпочтительным является рынок Северной Америки. И здесь у "Statoil" есть явное преимущество – наличие газовых мощностей в американском Cove Point, что может быть интересно и для России.
Природный газ сжижается при температуре -163 градуса по Цельсию и состоит на 90% из метана. Технологические мощности "Statoil" по охлаждению газа, а также холодный арктический климат позволяют сделать процесс сжижения газа в районе Хаммерфеста наиболее эффективным с точки зрения энергозатрат. Южный, более теплый климат потребовал бы гораздо больше электроэнергии для сжижения газа. И все же энергетические потребности завода по производству СПГ велики – 1,5 тераватт-часов в течение 330 дней в году. В качестве топлива для производства электроэнергии на заводе будет использоваться газ.
– А не выгоднее ли использовать более дешевую атомную энергию с плавучей атомной станции? – поинтересовался я у Сверре Хоедала. – Например, при разработке Штокмана, где потребности в электроэнергии будут на порядок больше, чем здесь? Ведь выгоднее продавать газ, а не сжигать?
– Нет, с точки зрения экологической безопасности природный газ наиболее предпочтителен, – парировал Сверре Хоедал. – Самое главное – безопасность, и этому в Норвегии уделяется максимум внимания.
В том, что он говорил чистую правду, мне пришлось убедиться еще не раз, в частности во время посещения принадлежащей "Statoil" знаменитой платформы "Тролль". Но об этом – в следующей публикации в "БК".