Восточносибирскую нефть не ждут в АТР

Дальний Восток – один из самых богатых природными ресурсами регионов России, но также и один из самых малонаселенных, со слабо развитой транспортной инфраструктурой. Потребности соседних стран Азиатско-Тихоокеанского региона в топливных ресурсах в обозримом будущем будут только расти. Обозреватель Страны.Ru спросил у сенаторов, принимающих участие в Дальневосточном международном экономическом конгрессе, о перспективах сотрудничества России со странами АТР в энергетической и других областях. Как выяснилось, России пора ускоренными темпами налаживать воспроизводство сырьевой базы, а привлечь зарубежные инвестиции на Дальний Восток могут помочь налоговые льготы и создание свободных экономических зон.

Виктор Орлов, глава комитета Совета Федерации по природным ресурсам:

– Потребность стран АТР в нефти растет крайне быстрыми темпами. Надо признать, что нас особо на этом рынке не ждут. Сегодня, чтобы завоевать этот рынок, нужно иметь очень сильные позиции. Идет конкуренция со странами Персидского залива и другими ведущими производителями нефти.

Добыча энергоресурсов в мире, и их разведанные объемы, растут год от года. Но в России в последние годы воспроизводство сырьевой базы составляет в среднем 60-70 процентов от добываемого объема нефти и газа. При этом, в мире в целом воспроизводство составляет 115-130 процентов от добываемого объема. Проблема номер один – разведка тех "прогнозных" ресурсов, о которых геологи говорили еще 20 лет назад. В частности, это регион Восточной Сибири и шельф дальневосточных морей. Потенциал этот огромный, он измеряется десятками миллиардов тонн, даже доходит до 100 млрд тонн. Это я говорю об извлекаемых ресурсах. Но для того, чтобы их превратить в товар, необходимо вложить до 100 млрд. долларов. То есть ресурсная часть есть, но ее надо реализовать путем инвестирования в геологоразведку. Другого пути нет.

Кстати, в проекте федерального закона о недрах, рассматриваемого Госдумой, практически ничего не сказано о воспроизводстве сырьевой базы. Поэтому мы возражаем против него. С этого надо было начинать. Нам нужно восполнять сырьевую базу и оставить ее будущим поколениям. Извлекая тонну нефти из недр, полторы тонны нужно оставить про запас.

Вадим Густов, глава комитета Совета Федерации по связям со странами СНГ:

– В ближайшие годы американцы будут вести активное наступление на Каспий. В регионе Каспийского моря, а также в Персидском заливе имеется много нефти, но это, скорее всего, та зона, на которую претендуют США. Поэтому России стоит сосредоточить свои усилия и на другом направлении – Дальнем Востоке, который имеет огромные запасы нефти и газа. Так сложилось, что 25 стран ЕС не имеют своих сырьевых ресурсов. И поэтому будут предприняты попытки, чтобы забрать у России ее сырьевую составляющую. Поэтому наша задача в ближайшие годы – увеличить добычу нефти, расширить процесс геологоразведки, в том числе и за счет инвестиционного фонда. Основными потребителями этой нефти могли бы стать Китай, Япония и другие страны АТР.

На Дальнем Востоке России население малочисленно, но есть много ресурсов. С другой стороны, в Китае проживает огромное население, но у этой страны мало ресурсов. Способствовать укреплению связей Дальнего Востока с сопредельными странами могло бы способствовать принятие закона о приграничном сотрудничестве. Пока проект этого закона обсуждается, но правительство недавно дало по нему отрицательное заключение – там считают, что закон этот нельзя принимать до вступления России в ВТО. Но он необходим – совершенно ясно, что из Москвы управлять процессом приграничной торговли и приграничного сотрудничества невозможно. Этот вопрос надо передать на усмотрение регионов.

Чтобы ускорить приход иностранного, в частности, китайского капитала на Дальний Восток, необходимо сделать, чтобы такие инвестиции стали выгодными. Я предложил бы пересмотреть налоговую базу. В частности, на мой взгляд, необходимо отменить налоги на импорт того промышленного оборудования, аналоги которого не выпускаются в России. Кроме того, приходу инвестиций может помочь создание свободных экономических зон в регионе Дальнего Востока.