Суды и чиновники отказываются защищать права "Полтаванефтегазгеологии"
Подводя итоги года, прошедшего после "оранжевой" революции, аналитики констатируют, что изменений произошло до боли мало. В государственных комитетах продолжают сидеть старые команды чиновников, в отраслях по-прежнему процветают коррупционные схемы, доставшиеся в наследство от ушедшего режима, а главная проблема украинской экономики — зависимость от импортных поставок нефти и газа — стала еще острее. Невероятно, но наблюдая за безуспешными попытками нарастить собственную добычу полезных ископаемых, приходишь к выводу, что украинское правительство сознательно мешает государственным компаниям решать пресловутую энергетическую проблему. Несмотря на то что при грамотной разработке разведанных месторождений Украина могла бы полностью обеспечить себя нефтью и газом, любые инициативы в наращивании добычи топлива пробуксовывают.
Статистика свидетельствует, что за первое полугодие 2005-го темпы роста добычи газа в Украине сократились в двадцать раз. За шесть месяцев было добыто чуть больше 10 млрд. кубометров голубого топлива — прирост составил всего 0,2%, тогда как в прошлом году рост устойчиво держался на уровне 4%. В итоге страна даже на четверть не обеспечивает свои потребности в газе.
Один из ярких примеров того, как негативные явления стопорят добычу топлива, можно наблюдать на Сахалинском нефтегазоконденсатном месторождении (Харьковская область), разработку которого по праву ведет дочернее предприятие НАК "Недра Украины" — "Полтаванефтегазгеология", так как именно она обнаружила залежи полезных ископаемых в этом регионе. Однако уже долгие годы компания, вместо того чтобы сосредоточиться на добыче топлива, вынуждена вести изнурительную войну с коррумпированными чиновниками.
Попытки отбить "Сахалинку" у законных инвесторов объясняются тем, что месторождение хранит в себе солидный клад. Не так давно геологи подтвердили, что в его недрах таится около 15 млрд. кубометров газа, 1,7 млн. тонн газового конденсата и примерно столько же нефти.
В 2003 году на "Сахалинке" были успешно добыты первые кубометры голубого топлива. Уже к середине 2005-го "Полтаванефтегазгеология" планировала ввести в эксплуатацию четыре скважины с общим предполагаемым суточным дебитом в 520 тыс. кубометров природного газа, а начиная с 2007-го — ежегодно добывать 500—600 млн. кубометров топлива. Однако чтобы эти ресурсы остались в земле, некие силы активно вставляют разработчикам палки в колеса.
Тучи над "Полтаванефтегазгеологией" сгустились в 2003 году, когда после реорганизации Министерства экологии был создан Государственный комитет природных ресурсов. Новый орган получил контроль над НАК "Недра Украины", и чиновники не упустили возможности воспользоваться своими полномочиями, ставя под угрозу государственные интересы.
Глава комитета Николай Злочевский сосредоточился на достаточно неожиданном виде деятельности — аннулировании лицензий, выданных государственным предприятиям, и передаче их в руки новообразованных коммерческих структур.
Так, 1 сентября 2004 года Злочевский подписал приказ об аннулировании лицензии, дававшей "Полтаванефтегазгеологии" право на освоение "Сахалинки". Объяснялось это решение довольно размытой формулировкой — "нарушением требований пользования недрами".
Следующим шагом Госкомитет природных ресурсов выдал лицензию на разработку Сахалинского месторождения "загадочной структуре" — ЗАО "Укргазнефтебурение", зарегистрированному для этой цели в середине ноября 2004 года.
"Предприятия НАК "Недра Украины" находили месторождения, проводили их разведку и даже фактически защищали запасы природных ресурсов. Однако все было направлено на то, чтобы отобрать у них лицензии и раздать разным фирмам, совладельцем которых является тот же Злочевский и его коллеги по бизнесу. Кроме "Сахалинки" пострадали Карайкозовское и Рокитнянское месторождения в Полтавской области, Никловское и Шереметьевское — в Западной Украине", — заявлял глава правления НАК "Недра Украины" Петр Демченко.
Интересно, что, несмотря на эти сомнительные преобразования, "Полтаванефтегазгеология" пока еще продолжает разрабатывать Сахалинское месторождение. Из-за абсурдности причин лишения ее лицензии в конце сентября Госкомприродресурсов вынужден был вновь разрешить государственной компании добычу и реализацию топлива.
Дело в том, что ни в Законе "О нефти и газе", ни в утвержденном Кабмином "Порядке предоставления специальных разрешений на пользование недрами" формулировка "нарушение требований пользования недрами" в перечне причин для аннулирования лицензий не фигурирует. Более того, "Полтаванефтегазгеология" не могла нарушить лицензионные условия по той простой причине, что таковых в природе не существует — Государственный комитет до сих пор их не разработал.
Однако теперь борьба за "Сахалинку" разгорается с новой силой. Благодаря стараниям комитетчиков, разрешениями на разработку стратегического месторождения владеют сегодня сразу две структуры: "Полтаванефтегазгеология" и компания "Укргазнефтебурение", которая, вероятно, будет пытаться вытеснить конкурента с "Сахалинки".
Причем главный инструмент борьбы за территорию уже задействован. Так, 21 января 2005 года Хозяйственный суд Полтавской области открыл дело о банкротстве "Полтаванефтегазгеологии" по заявлению ЗАО "Пласт" и дочерней компании НАК "Нефтегаз" — "Укргаздобыча". Хотя задолженность перед этими структурами, учитывая их масштабность, была до смешного мала (перед ЗАО "Пласт" она составила 125,28 тыс. грн., а перед "Укргаздобычей" — 167,28 тыс. грн.), проблемы у "Полтаванефтегазгеологии" могут быть настолько большими, насколько влиятельны люди, претендующие на "Сахалинку".
Если рассмотреть юридические аспекты этого процесса, то возникают сомнения в объективности судебного дела. Согласно Закону "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" дело о банкротстве может быть возбуждено, если существует долг в сумме, превышающей 300 минимальных зарплат, выплату которого на момент подачи заявления предприятие-должник задерживал на протяжении трех месяцев.
Обратившись в суд 18 января 2005 года, ЗАО "Пласт" в своем заявлении указало, что кредиторские требования подтверждены постановлениями об открытии исполнительного производства государственного исполнителя до момента 14 октября 2004 года на сумму 3,15 тыс. грн., 26 октября 2004 г. на суму 8,87 тыс. грн. и 4—5 декабря 2004 г. — на сумму 113,3 тыс. грн. Получается, что ЗАО "Пласт" хочет обанкротить "Полтаванефтегазгеология" из-за 3,15 тыс. грн., которые предприятие не успело вернуть на протяжении "законного" трехмесячного срока. Не слишком ли мелочно для нефтедобывающих компаний?
Что касается другого кредитора — ГК "Укргаздобыча", ему на момент подачи заявления в суд "Полтаванефтегазгеология" просрочила менее 6,4 тыс. грн. Стоит ли говорить, что в структурах "Нефтегаза" подобная сумма вообще считается карманной?!
По мнению председателя правления НАК "Недра Украины" Игоря Романенко, в случае искусственного банкротства "Полтаванефтегазгеологии" государство потеряет свыше миллиарда гривен, которые за 20 лет были вложены в "Сахалинку". Также, по его словам, можно будет поставить крест на работе предприятий, связанных с "Полтаванефтегазгеологией" договорами о совместной деятельности. При этом сотни украинцев могут лишиться работы, а Польша, имевшая неосторожность инвестировать более 60 миллионов долларов в разработку Сахалинского месторождения, угрожает затеять международный скандал.
Хотя эти и множество других аргументов в защиту "Полтаванефтегазгеологии" выглядят более чем убедительно, отечественные суды явно неблагосклонны к государственной компании. Так, когда "Полтаванефтегазгеология" и еще 7 третьих лиц добивались в Киевском хозяйственном суде возврата лицензии на разработку "Сахалинки", они столкнулись с интересными особенностями украинской Фемиды. Вначале на протяжении четырех месяцев трижды менялись судьи, которые назначались для рассмотрения этого дела. А когда 25 апреля суд решил отклонить иск "Полтаванефтегазгеологии", компанию даже не уведомили о времени заседания, вследствие чего судьи вели процесс, уединившись с обвиняемыми.
Интересно, что против государственного предприятия ведут войну не только чиновники и судьи. Похоже, в "свою" команду уже успели затесаться "чужие" игроки.
Недавно обязанности генерального директора "Полтаванефтегазгеологии" стал исполнять О. А. Яковлев, который начал вести сомнительную политику в отношении операторов, которые помогают разрабатывать Сахалинское месторождение. Так, 17 октября 2005 года он направил всем операторам письма, в которых предупредил, что с целью подсчета запасов углеводородов будет проведено исследование скважин, находящихся в исследовательско-промышленной эксплуатации. Без выполнения этих работ добыча топлива будет прекращена, предупредил Яковлев.
Неизвестно почему и. о. гендиректора "Полтаванефтегазгеологии", в то время как против возглавляемого им предприятия возбуждено дело о банкротстве, сознательно отказывается от прибыли, которую приносят ему операторы, и угрожает досрочно перекрыть доступ к месторождению? Ведь в этом случае "Полтаванефтегазгеология" лишается существенного притока денег, так как операторы отдают лицензиату до 30% добытых ресурсов, которыми можно легко погасить долги перед кредиторами.
При всей абсурдности банкротства "Полтаванефтегазгеологии" аналитики опасаются, что компания может не выдержать атак. Весомым поводом для беспокойства является недавний "дерибан" аналогичного предприятия "Балаклеяпромгеофизика".
Так, в ноябре 2003 года Государственная налоговая инспекция (ГНИ) Балаклейского района Харьковской области неожиданно подала в Хозяйственный суд заявление о возбуждении дела о банкротстве этой государственной компании. Несмотря на то, что НАК "Недра Украины" обратилась в ГНИ с заявлением о том, что она гарантирует погашение задолженности, и просьбой отозвать исковое заявление, никто на это не отреагировал. Уже через месяц Хозяйственный суд одобрил возбуждение дела, и события начали разворачиваться "по накатанной дорожке" форсированными темпами. Спасти предприятие не смогли ни обращения коллектива к правительству, ни даже транши НАК "Недра Украины", направленные на погашение задолженности.
С поразительной оперативностью суд ввел процедуру распоряжения имуществом должника и назначил распорядителем некоего О. И. Никина, который принялся управлять деньгами и имуществом предприятия. По его ходатайству Хозяйственный суд отстранил директора "Балаклеяпромгеофизики", наблюдательный совет и ревизионную комиссию НАК "Недра Украины", возложив их обязанности на распорядителя.
Уже 30 января 2004 года суд освободил активы "Балаклеяпромгеофизики" от налогового залога, и в тот же день (!) на универсальной товарной бирже "Харьков" состоялся аукцион, где все имущество было распродано за цену в несколько раз ниже реальной (902 тыс. грн.) предприятию "Укрзакордонгеофізика".
Пример удручающий. Неужели и "Полтаванефтегазгеологию" ждет та же участь? Государству выгодно защитить успешно работающие предприятия, однако чиновники, многие из которых сменятся после ближайших выборов, могут думать иначе.