Виктор КАЗАКОВ
член Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию
С начала февраля в Госдуме идёт работа над новым Водным кодексом, проект которого поступил в палату из Правительства. Однако представленный кабинетом министров документ будет взят лишь за основу, поскольку многие его принципиальные положения требуют серьёзной доработки. О том, как идёт подготовка нового законодательного свода и какие противоречия парламентариям придётся устранять, рассказал член рабочей группы по подготовке Водного кодекса, член Комитета по природным ресурсам и природопользованию Виктор Казаков.
– Виктор Алексеевич, если сейчас кипит работа над новой редакцией Водного кодекса, значит, прежний был плох. И каковы же основные недостатки пока еще действующего закона?
– Я бы не сказал, что старый Водный кодекс совсем уж плох. Все водопользователи по нему работали, и он всех устраивал, а может быть, и сегодня устраивает. Просто сейчас сформировалось новое понимание – что такое водные ресурсы. На сегодняшний день превалирует мнение, что, так же как лес и полезные ископаемые, вода – это товар, который участвует в товарно-денежных отношениях. А столь ценный товар, безусловно, надо беречь. Но для его сохранения необходимы денежные средства, которые можно извлечь только при заключении договора с теми, кто использует водные ресурсы. На сегодняшний день существуют парадоксальные вещи. Например, великая русская река Волга обеспечивает 50 процентов водопотребления по всей стране. Так вот, уже много лет рассматривается вопрос о берегоукрепительных работах, об очистке её русла от затонувших судов, для того чтобы сохранить судоходность, особенно в летний период, когда вода немного спадает. Однако до сих пор на это средств не находится, потому что нет источника финансирования. Опять же на ремонт гидроэлектростанций, расположенных на Волге, требуется около 2 миллиардов долларов, а из федерального бюджета на эти цели выделяется лишь 12 миллиардов рублей.
Кроме того, техническое состояние волжских плотин крайне неудовлетворительно, и если хоть одна из них прорвется, то случится катастрофа, которую трудно или даже невозможно будет ликвидировать, причем с огромными человеческими жертвами и потерями для промышленных предприятий… Этих причин более чем достаточно, чтобы работа над новым Водным кодексом, регулирующим иные отношения в этой сфере, стала приоритетной.
Должен отметить, что свою позицию относительно водопользования неоднократно высказывал и Президент России. Так, на заседании Госсовета в Ростове-на-Дону глава страны заявил, что правильное использование водных ресурсов – это общегосударственная задача, которая не может решаться на уровне региона или муниципалитета.
На сегодняшний день абсолютно все понимают, как важна вода для жизни и здоровья человека. Но, несмотря на то что Россия занимает второе место по количеству водных ресурсов, до сих пор не отлажена работа по их учету и нет единого кадастра. Надо четко осознать: вода в современных условиях достаточно дорого стоит. И эту высокую стоимость следует использовать как экономический фактор, для того чтобы данный природный ресурс стал работать на нашу экономику. Одновременно необходимо сохранить чистую воду для будущих поколений. Сделать же это можно только в условиях, когда появятся денежные средства для работ по очистке водоемов и рек, на приведение в порядок береговых сооружений, на берегоукрепительные работы. Потому одна из основных задач, которые должен решить Водный кодекс, – получение финансов для сохранения водных ресурсов в экологической чистоте. При этом в России 60 процентов пресной воды на производственные нужды потребляют промышленные предприятия. А газо- и нефтедобывающие компании используют воду для поддержания пластового давления, то есть замещают ею добытые нефть или газ из пластов. На это требуется очень много воды, а цена, по которой она отпускается, мизерная – 300 рублей за 10 тысяч кубических метров. Естественно, столь низкая цена не соответствует реальной стоимости.
– А каковы базовые положения нового кодекса?
– Новая редакция и основы Водного кодекса 1995 года мало чем различаются. Главное в том, что вместо выдачи лицензий на водопользование (такая система действует сейчас) будут заключаться договора. Ведь перевод отношений на договорную основу – это переход в иную гражданско-правовую плоскость. В договоре будут четко описаны правовые обязанности водопользователя перед государством, а значит, усиливается контроль за потребителями воды. У соответствующих госорганов появляется возможность предъявить претензии к водопользователю и потребовать, чтобы он исправил допущенные нарушения. Кроме того, устанавливаются пени и штрафы, не превышающие 0,2 процента за день просрочки платежей. То есть вводится инструмент, который позволяет поднять ответственность водопользователя и создать экономическую базу для восстановления водных ресурсов… Уже сейчас договорная система вызывает нарекания. В основном недовольны те, кто ранее бесконтрольно и безвозвратно получал воду, приносящую прибыль, а с принятием закона им придется выделять определенные средства из своих доходов на восстановление этого природного ресурса. Дополнительные финансовые обязательства и пристальное внимание со стороны государства, естественно, вызывают у некоторых водопользователей неприятие. А вот для простых людей, которые живут возле рек и озер, да и в целом для страны в системе договоров больше положительного.
Впрочем, в работе над законопроектом мы столкнулись и с противоречиями. Вопросы вызывает ситуация, когда на один объект будет подано несколько заявок от потенциальных водопользователей и надо будет выяснить конкурентоспособность каждого. Федеральная антимонопольная служба высказала предложение о проведении аукционов, которые к тому же привлекут и дополнительные денежные средства. Однако Правительство усомнилось в целесообразности участия в конкурентной борьбе гидроэлектростанций. Поэтому члены нашей рабочей группы договорились подготовить перечень организаций, которые смогут обращаться к государству за правом на водопользование. Первым делом нам предстоит посмотреть, кто сейчас участвует в процессе водопользования. Считаю, что конкуренция в этой сфере неприемлема, а решение по заключению договора должно приниматься на уровне Правительства или же соответствующего федерального органа… Еще одно противоречие касается рыболовецких компаний, которые работают одновременно и по закону о рыболовстве, и по Водному кодексу, а потому здесь возможно двойное налогообложение. Этот вопрос тоже придется решать нашей рабочей группе.
– По кодексу 1995 года вода является государственной собственностью. А в чьей собственности будут водные ресурсы по новому закону?
– Они могут быть в федеральной, в муниципальной, в региональной и в личной собственности, а также в собственности юридических лиц. В федеральной собственности находятся все водные объекты, за исключением обособленных, то есть тех, которые не имеют гидравлического сообщения с другими водоемами. Последние могут находиться как в федеральной, так и в собственности субъектов Федерации, в муниципальной и частной собственности. Что касается физических и юридических лиц, для них есть важное условие: эти обособленные объекты по своей площади не должны превышать трех тысяч квадратных метров по площади водной глади и должны быть расположены не ближе одного километра от границ населенных пунктов. Такие ограничения введены, чтобы не было прецедентов, когда водоем будет отнесен к частной собственности и владелец вокруг него поставит ограждение. Есть и еще одно условие. Водные объекты, которые располагаются по территории сразу двух субъектов Федерации, являются только федеральной собственностью. Также следует особо отметить: не допускается право собственности на обособленные водные объекты, если земля под ними выведена из оборота.
– А как отразится принятие нового Водного кодекса на жизни простых россиян?
– Думаю, они получат чистую воду, много рыбы в водоемах и свободный доступ к водным объектам.
– А цена на воду при этом увеличится?
– Вполне возможно.
– Как вы прогнозируете: на сколько?
– Трудно прогнозировать. Никто никогда не делал должной оценки стоимости водных ресурсов. Потому что подразделение, контролирующее водные ресурсы, находилось в составе Министерства природных ресурсов и должного внимания воде не уделяло, зато в центре внимания были нефть, газ и тому подобное. Сегодня водой занимается отдельная структура – федеральное агентство, у которого много работы, в том числе инвентаризация водных ресурсов, подсчет затрат на экологические мероприятия и возможный доход государства от этого природного ресурса с учетом его стоимости по мировым аналогам. Поэтому, уверен, будут приняты разумные решения по ценообразованию. Подход должен быть дифференцированным, и стоимость воды в основном подорожает для предприятий. Не думаю, что простые люди здесь пострадают. В законе записано, что тарифы на водные ресурсы устанавливаются Правительством. И дифференциация цены будет происходить в зависимости от степени доходов той или иной организации, уровня жизни населения того или иного города.
– Когда депутаты приступят к рассмотрению нового Водного кодекса?
– По графику до 10 апреля должны быть получены все отзывы на законопроект, 18 апреля палата рассмотрит кодекс в первом чтении, а 18 июня – в третьем чтении.
Надо чётко осознать: вода в современных условиях достаточно дорого стоит. И эту высокую стоимость следует использовать как экономический фактор, для того чтобы данный природный ресурс стал работать на нашу экономику. Одновременно необходимо сохранить чистую воду для будущих поколений.
Справка "ПГ"
КАЗАКОВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ родился 4 апреля 1949 года в городе Фергана Узбекской ССР в семье служащих. В 1972 году окончил Куйбышевский политехнический институт по специальности: технология и комплексная механизация нефтяных и газовых месторождений. До декабря 2003 года – вице-губернатор Самарской области. Затем избран депутатом Госдумы по одномандатному избирательному округу №151, Самарская область. Член фракции "Единая Россия".