Горловка может потерять еще одно угледобывающее предприятие
Замахиваясь на судьбу всех предыдущих шахт, закрытых в Центральном районе Донбасса, могильщики угольной отрасли мотивировали свои действия европейским подходом и технико-экономическими обоснованиями. И стары они, дескать, и нерентабельны, поэтому, кроме спасительной реструктуризации, им ничего не светит.
А теперь Горловка озабоченно обсуждает будущее самой молодой шахты – им.Ю.А.Гагарина. Отработав всего сорок лет и располагая запасами в 6 млн. тонн топлива, что при нынешних темпах углевыемки обеспечило бы не менее двух десятилетий активной эксплуатации, предприятие оказалось на краю пропасти. Причем, что характерно, к гибели его подтолкнула продуманная, просчитанная и безальтернативная, как нас уверяли, уже свершившаяся реструктуризация близлежащих шахт.
Ровно год назад в течение нескольких месяцев над гагаринцами, как дамоклов меч, висела угроза подтопления, и если бы серьезность аварийной ситуации не удалось переломить, крест можно было бы ставить на большинстве шахт крутого падения. На тот момент путем колоссальных усилий профессионалов беду вроде бы отвели, но, бросив все силы на работу в режиме водоотлива, возвратиться к полноценной добыче угля горняки так и не смогли. Да, видимо, уже и не смогут. Никогда.
Основные фонды этого предприятия за годы независимости фактически не обновлялись. А его насосному хозяйству, где из 24 агрегатов водоотлива в рабочем состоянии лишь 14, за последнее время пришлось, кроме родных вод, принять на себя еще и водоприток с бездействующего рудника Никитовского ртутного комбината и закрытой шахты им. Артема, что в Дзержинске. А это без малого полторы тысячи кубометров в час, и чтобы ритмично, не доводя до прошлогодних эксцессов, пропускать мощную подземную реку, надо ежемесячно выкладывать за откачку полтора миллиона гривен. При таком размахе вся остальная бухгалтерия оказалась настолько "подмочена", что ГП "Артемуголь" экономику шахты с ее баснословными затратами на электроэнергию ни при каких условиях не вытянуть. Себестоимость угольной продукции только за прошлый год подскочила почти на 152 гривни и выросла до 527 грн.69 коп. за тонну! Это уже не черное золото поднимают на-гора, а в буквальном смысле драгоценное ископаемое. И его с начала года недодали к плану свыше трех тысяч тонн.
– Добычи там немного, и в нынешнем режиме, распыляясь и на воду, и на уголь, без значительной бюджетной поддержки горняки долго работать не смогут, – прогнозирует заместитель начальника территориального управления госнадзорохрантруда по Донецкой области Л.В.Марченко. – Если не ошибаюсь, уже в четвертом квартале гагаринцы должны уйти под юрисдикцию государственной компании "Укргидрозащита". Она курирует группу шахт, которые не ведут горные работы, но физической ликвидации не подлежат, потому что нуждаются в беспрерывной откачке воды, позволяющей спасти весь регион от затопления. Такую миссию уже выполняют ранее закрытые в Енакиеве "Александровская" и "Красный Октябрь".
– Предприятие фактически перешло в ранг водокачки, которая сдерживает водоприток в сторону шахт "Комсомолец", имени Ленина. Хотя любой специалист понимает, что в силу геологических особенностей под угрозой может оказаться вся гирлянда шахт Центрального района Донбасса, – с болью и со знанием дела подтверждает защитную роль очередной претендентки на закрытие первый заместитель горловского городского головы М.Н.Попов. В общем, все все знают, понимают, досконально изучают "Информативный анализ дальнейшей целесообразности работы шахты им.Гагарина в режиме добычи угля", родившийся в кабинетах ГП "Артемуголь". Его администрация совместно с тогдашним руководителем Минтопэнерго С.Ф.Ермиловым еще в октябре прошлого года решила, что водокачке поневоле уготована сухая консервация, и другие варианты уже не обсуждали. Впрочем, и перспективу оставить свыше 1300 человек без работы, а горняцкий поселок без привычной материальной базы, до марта в Горловке тоже всерьез не рассматривали. Всю невеселую информацию передавало преимущественно "сарафанное" радио. А публичное обсуждение проблемы впервые состоялось лишь на депутатском дне в горсовете. Народные избранники судили-рядили, а, высказав свою озабоченность и претензии к безвариантному вердикту, согласие на похоронное развитие событий пока не дали. Но…
Тот, кто оценивает перспективы шахты – жертвы поспешной реструктуризации – с узкоспециальной точки зрения, альтернативы водокачке, действительно, не видит, и решение о передаче предприятия "Укргидрозащите" считает своевременным и единственно грамотным. Однако ни депутатский корпус, ни мэрия не в силах безоговорочно поддержать холодный ведомственный подход к будущему гагаринцев. Сдерживая подземные реки и думая только о них, легко проморгать, как на поверхности река жизни выходит из привычных берегов и сносит, размывает то, что строили и налаживали все предыдущие поколения донбасских горняков. Горловке, где под каток реструктуризации угодили уже три шахты (четвертую, им. Калинина, между прочим, отстояли, и она начала наращивать обороты), известна обратная сторона новаций. Решая локальную задачу предполагаемого оздоровления отрасти и вбухивая в благое вроде бы дело державные миллионы, проводники этой политики обрекают, по сути, государство на миллиардные затраты в дальнейшем.
А шахтерские города получают в итоге такой тугой узел проблем, который ни разрубить, ни распутать, ни тем более профинансировать никому пока не удавалось. И здесь, в гагаринском случае, сухая консервация затрагивает различные интересы. Это и работающие сейчас на ней горняки, и сотни ветеранов, получающих на родном предприятии льготный бытовой уголь, и шахтный поселок, и Горловка в целом, которая пожинает не только социальные, экономические, но и экологические плоды реструктуризации.
– Никто не подготовил социальную базу под это решение, и расхлебывать его последствия снова придется нам. Уже есть плачевный опыт поселков Изотова и Кондратьевки, и мы не хотим повторения прежних ошибок, – признавал М.Н.Попов. – Дороги в поселке Гагарина аховые, социальная сфера без действующей шахты рухнет. Поэтому мы боремся сейчас за то, чтобы шахту не просто закрыли, а учли интересы города и горожан…
Они обширны, эти требования и предложения периферии, которая барахтается в омуте столичных реформ. Одно лишь переучивание и трудоустройство наземных работников, среди которых большинство -женщины, заслуживает целевой программы. Однако ни по одной угробленной шахте то, что касалось людей, в полной мере, как известно, не реализовано, рабочие места и новые производства не созданы.
Реформы в угольной отрасли идут сами по себе, а жизнь – сама по себе. И редко когда их пересечение приносит людям удовлетворение и тем более уверенность в завтрашнем дне. Пока горсовет "обоснование нецелесообразности дальнейшей эксплуатации шахты им. Гагарина" не одобрил. Но выбор у депутатского корпуса невелик: то ли затопление, то ли сухая консервация, и лучшего, видимо, не дано.