В середине февраля прошлого года в рамках Международной нефтяной недели делегация Тюменской области побывала в Лондоне. Событие само по себе, конечно, вряд ли заслуживает того, чтобы каким-то образом акцентировать внимание на его предстоящей годовщине. Но результаты проведенных тогда переговоров руководства области с зарубежными компаниями стали если не судьбоносными, то, во всяком случае, весьма значимыми.
Самый, пожалуй, главный итог – регистрация в Тюменской области центра прибыли компании ТНК-ВР. О таком намерении исполнительный директор компании Герман Хан заявил именно на переговорах в Лондоне. Первоначально предполагалось, что называться эта структура будет "Новым российским холдингом", но в результате появился "ТНК-ВР Холдинг" с уставным капиталом 15 млрд рублей.
Есть и еще один повод вспомнить о лондонском визите: вскоре после него, менее чем через месяц, губернатор Тюменской области Сергей Собянин и президент Schlumberger Russia Морис Дижоль подписали в Тюмени соглашение о сотрудничестве между администрацией Тюменской области и Schlumberger Oilfield Services. Документ подтверждал намерения Schlumberger по открытию в Тюмени региональной штаб-квартиры компании, многопрофильного учебного центра, по созданию в регионе производства погружных электроцентробежных насосов для нефтяной промышленности и производства комплектующих для перфорационного оборудования и ряд других.
По прошествии года можно смело констатировать, что соглашение не было пустой формальностью, а быстрый темп, взятый в самом начале сотрудничества, сохранился. Полным ходом идет реализация проекта по созданию производства погружных насосов, партнером Schlumberger в этом деле стало ОАО "Тюменские моторостроители". Как и предполагалось изначально, запуск производства ожидается во втором квартале текущего года. Причем, как стало известно "Вслух о главном", со временем с помощью тюменских мощностей Schlumberger планирует не только «закрывать» потребности в этих изделиях на внутреннем рынке, но и экспортировать их, что означает дополнительные бюджетные поступления.
В плановом режиме реализуются и другие проекты, предусмотренные соглашением. Зарегистрированная в Тюмени "дочка" Schlumberger, компания Schlumberger Technology (переименованная ныне в "Технологическую компанию "Шлюмберже"), имеет шесть филиалов в городах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в том числе в Нефтеюганске, Нижневартовске, Мегионе, Ноябрьске. Schlumberger Technology стала членом Торгово-промышленной палаты Тюменской области и намерена и в дальнейшем расширять сотрудничество как с бизнес-сообществом, так и с властными структурами региона.
В нынешнем году процесс "закрепления" в Тюмени иностранных компаний продолжается. 24 января, как уже сообщал наш еженедельник, соглашение с областной администрацией подписала международная компания KCA DEUTAG, намеревающаяся открыть здесь региональную штаб-квартиру и зарегистрировать юридическое лицо. А на прошлой неделе представительство в областном центре открыла австрийская OMV Aktiengesellschaft – одна из ведущих нефтегазовых компаний Центральной и Восточной Европы с резервами углеводородов около полутора миллиардов баррелей, суточной добычей 340 тыс. баррелей нефтяного эквивалента (с учетом недавно купленной румынской Petrom), перерабатывающей мощностью более 26 млн тонн в год.
Впервые информация о том, что OMV обоснуется в Тюмени, появилась весной прошлого года, когда в результате усилий областной администрации и, в частности, первого заместителя губернатора Павла Митрофанова сюда приехали представители компании и заявили о серьезности своих намерений. Причем речь тогда шла о намерениях, касающихся как добычи сырья, так и его переработки.
Впрочем, говорить о переработке, на наш взгляд, слишком рано – строительство дополнительных перерабатывающих мощностей вряд ли сейчас разумно с точки зрения экономики.
А вот добыча – это реально. Особенно если учесть тот факт, что, к примеру, ряд компаний, владеющих лицензиями на те или иные участки недр, так и не занимаются всерьез разработкой месторождений. Можно предположить, что OMV, привнеся в деятельность недропользователей современные технологии и оборотные средства (на правах, надо полагать, совладельца), реанимирует и активизирует работу по геологоразведке и добыче.
Но бросаться с места в карьер австрийцы, разумеется, не станут. На оценку инвестиционных возможностей в "нефтяном и газовом хозяйстве" Западной Сибири и конкретизацию возможностей своего участия в проектах OMV отводит три-четыре года. Важными условиями для выбора проектов компания называет, что естественно, стабильный правовой фон и благоприятный инвестиционный климат. Критический минимум для проектов добычи углеводородного сырья составляет 15 тыс. баррелей в сутки, собственно целевой уровень – 30 тыс. баррелей.
Если же говорить об аукционах на право пользования недрами (благо они возобновились как на юге области, так и в автономных округах), то недавний аукцион по Зимнему лицензионному участку дает повод думать, что все-таки прямого участия OMV, равно как и других возможных иностранных игроков тюменского нефтегазового рынка, ожидать не следует.
Добавим, что OMV владеет почти 2400 бензозаправочными станциями в тринадцати странах. Объем сбыта нефтепродуктов через АЗС и клиентов в 2003 году составил около 14 млн тонн, а с учетом Petrom – 19,7 млн тонн.
Если проанализировать финансовые показатели OMV, то становится очевидно, что переработка (включая нефтехимию) и сбыт – самое "весомое" направление в деятельности компании с точки зрения денежного оборота: 79% суммарного (за вычетом внутреннего) оборота за 2003 год (6 млрд евро из 7,6 млрд). А вот по доле прибыли оно уступает разведке и добыче: на переработку и сбыт в 2003 году пришлось 265 млн евро прибыли до налогообложения, а на разведку и добычу – 303 млн евро (общая сумма прибыли концерна до налогов и процентов – 644 млн евро). «Газовая» ветвь деятельности OMV в 2003 году принесла ей 79 млн евро прибыли при обороте 794 млн евро.
Ну а если посмотреть на отношение величин прибыли и оборота компании по разным направлениям ее деятельности, то становится понятно, почему ей так интересна Россия в целом и Западная Сибирь в частности. По направлению "переработка и сбыт" это соотношение составляет 4,4%, по направлению "разведка и добыча" – 35%, по "газовому" направлению – около 10%. Отсюда и стратегия: активизация сотрудничества в наиболее прибыльных сегментах.
Про разведку и добычу мы уже сказали, а вот возможности увеличения поставок российского газа в страны Балканского региона с использованием мощностей OMV стали предметом обсуждения на встрече генерального директора OMV Вольфганга Руттенсторфера с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером, которая также состоялась на прошлой неделе. Главы компаний договорились приступить в ближайшее время к переговорам о продлении контракта на поставки российского газа в Австрию. Кроме того, как сообщалось в пресс-релизе "Газпрома", стороны подтвердили заинтересованность в расширении транзитных мощностей газопровода WAG (West-Austria-Gasleitung), OMV также выразила готовность оказать содействие в расширении мощностей газопровода TAG (Trans-Austria-Gasleitung) для увеличения поставок российского газа в Италию.
Остается пока открытым вопрос о предполагаемых объемах инвестиций OMV в Тюменской области – понятно, что оценивать их без привязки к каким-либо конкретным проектам сложно. Будем надеяться, что более подробную информацию удастся получить после того, как сотрудники тюменского офиса OMV немного "обживутся" здесь и повнимательнее присмотрятся к региону.
Но, раз уж речь зашла об иностранных инвестициях, то приведем некоторые цифры. По данным областного комитета государственной статистики (ныне – территориальный орган Федеральной службы госстатистики), в 2003 году их объем в Тюменской области, включая Ямал и Югру, превысил 3,2 млрд американских долларов, и это более чем в восемь (!) раз выше суммы инвестиций за 2002 год.
Основная часть инвестиций в 2003 году – 97,7%, или 3143,6 млн долларов – досталась Ханты-Мансийскому округу. Приоритетной отраслью для иностранных инвесторов была, разумеется, топливная промышленность (93,5% инвестиций), а остальное направлено в геологию и разведку недр.
В ямальскую экономику в 2003 году зарубежные инвесторы вложили 58,2 млн долларов, из которых 77% – в топливную промышленность, 21,6% – в материально-техническое снабжение и сбыт.
На юге области объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в 2003 году, составил 15,2 млн долларов США, причем, как отмечают всезнающие статистики, 95,5% этого объема – прямые инвестиции. Более 80% вложений направлено в топливную промышленность и по 9% – в машиностроение, металлообработку и медицинскую промышленность.
Данных об инвестициях за весь 2004 год еще нет, но цифры за девять месяцев позволяют утверждать, что рост продолжается.
Но есть одно обстоятельство, которое никак нельзя оставлять без внимания. Это – конкуренция, которую создают отечественным предприятиям иностранные компании, активизирующие свою деятельность в Западной Сибири. Процесс, конечно, объективный и абсолютно нормальный для рыночной экономики. Будет очень хорошо, если он "подстегнет" наших производителей к самосовершенствованию, но все же существует опасность, что зарубежные конкуренты могут их попросту "съесть". Хотелось бы, чтобы этого все-таки не произошло.