Владимир Школьник: Приоритеты дальнейшего развития

Энергоресурсы и доступ к экспортным магистралям являются важными факторами внутренней и внешней политики Республики Казахстан. В рамках реализации Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспия в ближайшие годы ожидается ударный рост добычи нефти и сопутствующего ей попутного газа.

 Добыча углеводородного сырья в Казахстане к 2015 году составит 150 млн тонн нефти и более 79 млрд м3 газа.

Приближение этого этапа актуализирует две кардинальные задачи, над решением которых идет активная работа. Первая – создание новых и расширение действующих транспортных систем. В настоящее время на разных стадиях развития находятся три нефтепроводных и три газопроводных проекта, ориентированные на реализацию сырья на внутреннем и внешнем рынках.

Вторая задача – нефтегазохимия, т.е. развитие на базе углеводородного сырья несырьевой надстройки с созданием добавленной стоимости. С этой целью для привлечения инвестиций в создание нефтехимических производств в Налоговый кодекс РК внесены изменения и дополнения.

Зависимость экономики Казахстана от нефтегазового сектора определяется его 27% в ВВП и 56% в суммарном экспорте. Налоговые поступления от нефтегазовой деятельности обеспечивают третью часть всех поступлений в бюджет.

Среди промышленных секторов Казахстана производство сырой нефти и газового конденсата растет опережающими темпами – соответственно 11,2% и 43% в год. Страна сумела создать благоприятный политический и инвестиционный климат для притока прямых иностранных инвестиций в экономику: в 2004 году инвестиции в основной капитал составили $11,8 млрд, на 10,6% больше, чем в 2003 году. Средства Национального фонда Республики Казахстан превысили $5 млрд.

Главными ориентирами энергетической политики Казахстана определены энергетическая безопасность, энергетическая эффективность и экологическая безопасность энергетики.

Углеводородный потенциал

На территории Казахстана выделено 15 осадочных бассейнов. Около 80% прогнозных ресурсов сосредоточено на западе республики в пределах Прикаспийского, Устюрт-Бузашинского и Мангышлакского бассейнов (см. "Основные нефтегазоносные бассейны"). Общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородов оцениваются в 12-17 млрд тонн, из которых более 60% (8 млрд тонн) приходится на казахстанский сектор Каспийского моря.

Основные нефтегазоносные бассейны Казахстана
Бассейн Площадь, тыс. км2 Извлекаемые запасы Примечания
Нефть, млн т Газ, млрд м3 Конденсат, млн т
Прикаспийская впадина 385 4 000 1 200 325 125 м-ний УВ. 50% запасов нефти – в м-ниях Кашаган и Тенгиз,
60% запасов свободного газа и конденсата – в м-нии Карачаганак
Устюрт-Бузашинский 100 270 45 16 м-ний; крупнейшие – Каламкас, Каражанбас, Сев. Бузачи.
Нефть: плотность – 0,89-0,949 г/см3, содержание серы – 1,1-2,2%
Мангышлакский 50 337 78 4 50 м-ний, крупнейшие – Узень, Жетыбай.
Нефть: плотность 0,83-0,87 г/см3, малосернистая
Шу-Сарысуйский 168 50 2 9 м-ний, крупнейшие – Амангельды, Айракты, Орталык, Придорожное.
Осваивается м-ние Амангельды, пробурено 15 скважин, сдан в эксплуатацию газопровод Амангельды-Тараз (160 км)
Южно-Торгайский 80 134 24 1 15 м-ний, крупнейшие – Кумколь, Арыскум, Акшабулак.
Нефть: плотность – >870 кг/м3, содержание серы ->1%

Утвержденные ГКЗ извлекаемые запасы углеводородов составляют 4 млрд тонн нефти и 3 трлн м3 газа. Извлекаемые запасы казахстанского сектора Каспийского моря, по предварительным оценкам, могут достигать 14 млрд тонн.

В предстоящие годы ожидается дальнейший рост доказанных извлекаемых запасов УВ. Перспективы поисков новых запасов нефти и газа в нефтегазоносных бассейнах Западного Казахстана связываются с неизученными глубокопогруженными структурами, поиском пропущенных залежей на уже освоенных месторождениях, открытием скоплений углеводородов над периферийных участках соляных ядер и в подкарнизных ловушках.

Основной прирост связан с каспийским шельфом, высокая степень прогнозных ресурсов которого подтвердилась открытием уникального месторождения Кашаган. Прогнозные геологические запасы нефти месторождения оцениваются в 4,8 млрд тонн, извлекаемые – более 1,6 млрд тонн, газа – соответственно 3 трлн м3 и более 1 трлн м3.

Другие коммерческие открытия углеводородов на шельфе включают месторождение Каламкас-море с извлекаемыми запасами 100 млн тонн, Актоты – 210 млн тонн, Кайран – 150 млн тонн, Юго-Западный Кашаган – 20 млн тонн.

Перспективы роста добычи

 Нефтегазодобывающим сектором РК разрабатывается порядка 80 месторождений углеводородного сырья. В 2004 году в стране было добыто 59 млн тонн нефти и 17 млрд м3 газа (см. "Добыча нефти и газа").

Добыча нефти и газа
Факт Прогноз
2004 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Нефть, млн т 59,1 61,0 90,0 150,0
Газ, млрд м3 17,0 28,7 52,5 79,4
40-45 (без учета объемов обратной закачки)

За счет освоения открытых месторождений добыча углеводородного сырья в Казахстане к 2015 году составит 150 млн тонн нефти и более 79 млрд м3 газа. Начиная с 2009 года основной прирост добычи нефти ожидается на шельфе.
В 2003 году Указом Президента РК была утверждена Государственная Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Основными задачами программы являются выведение добычи на стабильно высокий уровень и развитие сопутствующей инфраструктуры; создание отечественного производства и формирование собственной научно-технологической базы; подготовка высококвалифицированных казахстанских специалистов и комплексное использование ресурса освоения Каспия для развития других отраслей экономики.

В соответствии с правительственным планом мероприятий по реализации госпрограммы на 2003-2005 годы в настоящее время на месторождении Кашаган проводится обустройство промысла на искусственных островах, строительство первого этапа берегового газоперерабатывающего комплекса у поселка Ескине и строительство соединительных трубопроводов и других инфраструктурных объектов.

В начале текущего года был утвержден план разработки месторождения Кашаган, основывающийся на поэтапном освоении.

Начальный этап предусматривает освоение северо-восточной части месторождения, с достижением уровня добычи до 21 млн тонн в год. Следующие этапы связаны с расширением восточного и западного участков месторождения. К 2013 году добыча нефти на Кашагане возрастет до 42 млн тонн в год, а после 2014 года будет обеспечено достижение стабильного уровня в 56 млн тонн в год.

В связи с тем, что внутреннее потребление нефти Казахстана растет значительно медленнее, ожидаемый рост добычи обеспечит увеличение экспортных возможностей Казахстана. Сейчас в республике потребляется 9 млн тонн в год, к 2015 году этот показатель может вырасти до 18 млн тонн в год. Соответственно экспортные ресурсы составят порядка 80 млн тонн в 2010 году и 130 млн тонн в 2015-м.

 Рост объемов добычи сырого газа в период до 2015 года в основном будет достигнут за счет Карачаганакского и Тенгизского месторождений, где валовая добыча составит 15-16 млрд м3 в год на каждом из них. Еще ожидается 20 млрд м3 с Кашаганского месторождения и относительно небольшой прирост за счет других месторождений.

Товарная добыча газа, т.е. без учета объемов газа, используемого для обратной закачки, в 2015 году составит 40-45 млрд м3. При этом внутреннее потребление газа в стране будет оставаться практически неизменным, что означает, что основной объем пойдет на экспорт.

По проектам геологоразведки в соответствии с правительственным планом мероприятий по реализации Программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря проведены сейсмические работы на контрактной территории Жамбай Южный и Южное Забурунье. По участку Аташский совместно с АО "НК "КазМунайГаз" проведены экологические исследования и сейсморазведочные работы в объеме 1057 км, ведутся подготовительные работы к бурению разведочной скважины. На Тюб-Карагане закончено бурение первой разведочной скважины.

По проекту "Курмангазы" подписано соглашение о разделе продукции.

Инфраструктура морской добычи

В сентябре 2004 года приказом Министерства энергетики и минеральных ресурсов был утвержден Генеральный план развития инфраструктуры морской нефтедобычи. Его целью является разработка комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры поддержки нефтяных операций на шельфе Каспия. План охватывает период 2003-2005 годов с одновременной оценкой и прогнозом развития до 2015 года и далее до 2040-го.

С целью более точного проектного планирования казахстанский сектор шельфа Каспия условно разделен на три зоны: северную, центральную и южную.

В северной и центральной зонах для бурения и добычи предполагается использовать искусственные острова, за исключением глубоководных структур (Абай, Курмангазы и ряда других), где, как и в южной зоне, будут использованы традиционные платформы каркасного типа.

Основной концепцией для подводной несущей конструкции, которая будет использоваться на мелководных участках северной и центральной зон, является сооружение типа баржи, каждый составной элемент которой должен выдерживать 1-2 тыс. тонн нагрузки. Технология строительства искусственных островов освоена при реализации северо-каспийского проекта.

В период до 2040 года прогнозируется строительство 122 искусственных островов: 52 в северной зоне, с которых должно быть пробурено 1132 скважины различного типа, и 70 в центральной зоне – 3222 скважины.

Предполагается создание системы управления движением судов, которая будет обеспечивать безопасность судоходства в Тупкараганском заливе в соответствии с требованиями международных конвенций.

Развитие нефтетранспортной инфраструктуры

В результате предпринимаемых правительством Казахстана совместно с нефтедобывающими компаниями усилий существенно улучшилась ситуация с транспортными мощностями.

 В 1993 году, когда в республике начало действовать первое крупное предприятие с иностранным участием "Тенгизшевройл", у Казахстана имелся только один вариант транспортировки нефти на экспорт – по нефтепроводу Атырау-Самара, причем, с крайне невысоким объемом экспортных квот.
С тех пор ситуация кардинально изменилась.

 Во-первых, на 50% увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и подписано долгосрочное соглашение с Россией о транзите казахстанской нефти на экспорт, предполагающее увеличение объемов транзита.

Во-вторых, введен в строй нефтепровод КТК с пропускной способностью 28 млн тонн в год при планируемом расширении до 67 млн тонн в год.

В настоящее время идет работа по диверсификации экспортных направлений для казахстанской нефти. Прорабатывается три новых экспортных маршрута, работа над двумя из которых уже осуществляется, а по третьему ведутся исследования возможности реализации (см. "Нефтепроводные системы").

Транспортировка газа

В 2004 году общий объем транспортировки газа составил 121,4 млрд м3, в том числе транзит через территорию республики, в основном российского и туркменского газа, – 109,3 млрд м3, на 3,5% больше, чем в 2003 году.

 Учитывая, что международный транзит газа по магистральным газопроводам составляет 90% общей транспортной работы и доходов ЗАО "КазТрансГаз", основное направление деятельности компании будет заключаться в значительной реконструкции существующих газопроводных систем и строительстве дополнительных трубопроводов и компрессорных станций.

В настоящее время идет модернизация газотранспортной системы Средняя Азия – Центр с целью увеличения пропускной способности с нынешних 54,6 млрд м3 в год до 80 млрд м3 в год, и в дальнейшем, при гарантированном долгосрочном транзите, – до 100 млрд м3 в год. Эта работа будет осуществляться постепенно, в семь этапов в течение девяти лет. Стоимость модернизации системы составит около $2 млрд.

Одновременно рассматривается три проекта строительства новых газопроводов (см. "Газопроводные системы").

Перспективы нефте- и газопереработки

В 2004 году на трех НПЗ республики было переработано 9,4 млн тонн нефти, на 7% больше, чем в 2003 году. В 2005 году планируется переработать 10 млн тонн.

 Прогнозируемый рост добычи нефти и попутного газа требует решения проблемы утилизации продуктов первичной переработки. В связи с этим в число приоритетных проектов нефтегазовой отрасли включены строительство Карачаганакского газоперерабатывающего комплекса ("Газовый проект") и нефтехимического комплекса в промышленной зоне Кашаганского месторождения.

С целью развития несырьевого сектора на базе нефти и газа в 2004 году правительством утверждена Программа развития нефтехимической промышленности на 2004-2010 годы. Приоритетными направлениями для инвестирования признаны организация в регионе Западного Казахстана "точки роста" нефтехимической промышленности, переработка попутного газа месторождений Тенгиз, Королевское и в перспективе Кашаган с получением базовой нефтехимической продукции, реконструкция заводов в Атырау и Актау и возобновление их эксплуатации.

С целью привлечения инвестиций в развитие перерабатывающих производств Налоговый кодекс республики дополнен статьей 119-1, согласно которой вводится льготный режим обложения корпоративным подоходным налогом инвестиционных проектов создания нефтехимических предприятий в течение пяти лет со дня принятия в эксплуатацию объекта государственными комиссиями. В дополнение разработан проект нормативно-правового акта по предоставлению налоговых преференций на срок свыше пяти лет.

Кроме того, МЭМР планирует формирование Национального индустриального нефтехимического технопарка в Атырауской области с преимуществами специальной экономической зоны.

Привлечение инвестиций

 Казахстан проводит целенаправленную политику по улучшению инвестиционного климата. Среди стран СНГ Казахстан занимает второе место по привлечению прямых иностранных инвестиций. За период 1993-2004 годов в экономику республики было привлечено более $30 млрд. Наиболее привлекательным по-прежнему остается горнодобывающий сектор, в том числе нефтедобывающий: с 1998-го по 2004 год объем прямых инвестиций увеличился более чем в четыре раза.

 Министерством энергетики и минеральных ресурсов постоянно проводится работа по совершенствованию законодательных актов в части недропользования и нефтяных операций. В этой работе на постоянной основе участвует Совет иностранных инвесторов при президенте РК.

В 2004 году законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций" внесена норма по приоритетному праву Казахстана по приобретению долей участия в контрактах и СРП при их продаже недропользователями и в других случаях.

 Подготовлен проект закона "О соглашениях о разделе продукции при проведении операций на море", который в настоящее время находится на рассмотрении в парламенте РК.

Принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, которым предусматривается снижение налоговой нагрузки по соглашениям о разделе продукции.

Меморандум о взаимопонимании

В соответствии с посланием президента РК Нурсултана Назарбаева, "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", поддерживает и ведет работу по применению инициативы Великобритании по развитию прозрачности деятельности добывающих отраслей.

Как известно, реализовать эту инициативу согласились 11 стран: Азербайджан, Кыргызская Республика, Конго, Гана, Нигер, Нигерия, Перу, Сан-Томе и Принсипи, Восточный Тимор, Тринидад и Тобаго.

 В Казахстане создана рабочая группа по выработке рекомендаций и позиций в этом вопросе во главе с министром энергетики и минеральных ресурсов РК. В нее вошли представители различных государственных ведомств, депутаты парламента РК, АО "НК "Казмунайгаз". Разработан казахстанский проект Меморандума о взаимопонимании, который будет подписан правительственным органом и компаниями, НПО и группой депутатов парламента РК.

 Для подписания меморандума определены 13 компаний горнорудного сектора и 48 компаний нефтегазового сектора, отобранных по размеру налоговых отчислений в бюджет страны.

Законодательство РК не позволяет принудить компании к подписанию меморандума, и инициатива является добровольной. Некоторая информация, требуемая для представления, в соглашениях о недропользовании подпадает под статью о конфиденциальности, и компании сами будут решать, отказываться ли им от этой статьи. В настоящее время проект меморандума направлен компаниям на рассмотрение.

О соблюдении законодательства РК в сфере недропользования

По результатам анализа выполнения лицензионных соглашений и контрактных обязательств в период 2004 год – 20 июня 2005 года:

В связи с нарушением лицензионно-контрактных обязательств приостановлено действие 134 лицензий и контрактов, направлено на рассмотрение 58 уведомлений о подобных фактах;

В связи с устранением причин, вызвавших ранее приостановленное действие лицензий и контрактов, возобновлено действие 30, в связи с не устранением таковых причин отозвана 21 лицензия на право пользования недрами;

 В связи с истечением указанного в лицензии срока действия признаны утратившими силу 23 лицензии на право пользования недрами.

Газопроводные системы

1. Газопровод Ишим (Рудный)-Петропавловск-Кокшетау-Астана. Проработка вариантов поставки природного газа в г. Астану и северные области республики проводилась в 1998-2000 годах. Из трех рассматривавшихся вариантов приоритетным признано строительство нового газопровода по всему маршруту стоимостью около $440 млн. Одним из вариантов этого проекта может быть подача газа от газопровода Карталы-Рудный. Целесообразность реализации этого проекта во многом будет зависеть от реализации проекта подачи газа в Китай.

2. Газопровод Каспийский шельф – САЦ. Планируемое иностранным консорциумом Agip-KCO на 2008 год начало добычи нефти на месторождении Кашаган повлечет выходы больших объемов попутного газа. Для его утилизации планируется строительство газопровода с пропускной способностью порядка 9 млрд м3 от предполагаемого Кашаганского ГПЗ до газопровода САЦ.

3. Газопровод Шалкар-Ленинск-Кызылорда-Шымкент. Его назначением является обеспечение газом южных регионов Казахстана и подача газа в северные области. Проект газопровода разработан российским институтом ВНИИгаздобыча. Протяженность составит 1216 км, диаметр 750-1000 мм, трасса пройдет через города Ленинск и Кызылорда до соединения с действующим газопроводом Газли-Алма-Ата. Годовой объем прокачки рассчитан на 5 млрд м3, сметная стоимость составит около $850 млн.

Однако, учитывая высокую стоимость проекта, его жизнеспособность будет зависеть от дальнейших исследований по увеличению запасов и добычи газа в Актюбинском регионе и подтверждения запасов на территории Северного Приуралья, а также перспектив поставок газа совместно с Туркменистаном и Узбекистаном в Китай.

Нефтепроводные системы

1. Восточный Казахстан – Восточный Китай. Предусматриваются два этапа реализации проекта. Первый (2004-2006 гг.) – строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу. В мае 2004 года РК и КНР подписали межправительственное Рамочное соглашение о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа, на основании которого между АО "НК "КазМунайГаз" и китайской КННК подписано соглашение о принципах строительства нефтепровода Атасу-Алашанькоу. Пропускная способность магистрали составит 10 млн тонн в год с последующим расширением до 20 млн тонн, протяженность маршрута – 1007 км.

На втором этапе (2009-2010 гг.) будет построен нефтепровод Атырау-Кенкияк-Кумколь-Атасу мощностью 20 млн тонн в год.

2. Проект Актау-БТД. По этому проекту ведется работа над созданием соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей условия транспортировки казахстанской нефти по экспортным маршрутам, начинающимся в Азербайджанской Республике.

Важной составляющей проекта является расширение портовых мощностей Казахстана. Поскольку мощность порта Актау в настоящее время ограничена 15 млн тонн в год, планируется строительство нового порта Курык. Параллельно ведутся исследования по развитию инфраструктуры порта Баутино и речного порта Атырау.

Для расширения экспортных возможностей республики осуществляется проект создания национального танкерного флота. В декабре 2004-го и мае 2005 года построены и спущены на воду два танкера.

 3. Актау-Тегеран. В рамках проекта нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран на данный момент ведутся исследования по Соглашению о совместных исследованиях между "КазМунайГазом", Total, Японской национальной нефтяной компанией и INPEX, подписанному в ноябре 2002 года.

Иранское направление для Казахстана привлекательно, прежде всего, перспективностью рынков сбыта, а также наличием мощного терминала в Персидском заливе. Оно рассматривается как проект долгосрочной перспективы поставки нефти на азиатский рынок.