Пока мы рвали глотки за газ, технологии добычи и использования угля достигли такого уровня, когда это ископаемое как источник энергии становится даже эффективнее нефти и газа.
Скажем еще раз: развитие идет по спирали. До середины ХХ века уголь был основой мировой энергетики, а значит, и экономики. Потом его вытеснили более дешевые и удобные в употреблении нефть и газ. Украина, в которой много угля и почти нет нефти и газа, попала под колесо экономической истории. В последние десятилетия советской власти большая часть энергетики Украины была переведена на газ, а после развала Союза и обретения политической независимости страна попала в топливную зависимость от России и других энергетических держав. Цена на российский и туркменский газ до сих пор остается определяющим фактором внешней и даже внутренней политики Украины, а государство тем временем субсидирует закрытие «неперспективных» угольных шахт.
Пока мы рвали глотки за газ, технологии добычи и использования угля достигли такого уровня, когда это ископаемое как источник энергии становится даже эффективнее нефти и газа. К примеру, в последние годы феноменальный энергетический прорыв совершает Китай. Каждый год он вводит энергетических мощностей в полтора раза больше, чем США, и в четыре раза больше, чем Советский Союз на пике своего развития. Но для нас еще более важно, что весь этот прирост китайцы осуществляют почти исключительно на угле. Причем китайские угли — и энергетические, и коксующиеся — по качеству хуже украинских. Однако китайцы научились так очищать и готовить их к использованию, что они стали экологически, энергетически и экономически эффективным топливом. Кроме того, таким образом Китайская Народная Республика гарантировала свою энергетическую безопасность, так что поставщики нефти и газа с Запада и Севера уже не могут диктовать этой стране свои условия.
По различным прогнозам нефти, газа, урана и других основных источников энергии человечеству хватит максимум на сотню лет, угля — не меньше, чем на триста. Согласно ожиданиям многих авторитетных организаций, в будущем уголь вновь станет основным источником получения электроэнергии. Такие страны, как США, Канада, Индия, уже заявили о планах значительно увеличить число современных угольных электростанций. Это влечет за собой бурное развитие технологий не только в угольной промышленности. К примеру, современные установки пылеугольного вдувания позволяют обходиться в металлургии без использования природного газа. А коксовые батареи, вырабатывающие коксовый газ, теперь работают не только для получения этого ценного сырья и побочных химических продуктов, но и для производства электроэнергии.
Все это более чем весомые причины, чтобы Украина пересмотрела приоритеты в энергетике и вернулась к углю как к главному источнику энергии и промышленного сырья. Подавляющее большинство шахт остается в собственности и прямом управлении государства. Вчера это было залогом сохранения отрасли, а сегодня — тормоз в ее развитии. Госуправление было необходимым в период кризиса, когда шахты массово закрывались и нужно было решать огромное количество связанных с этим проблем, в том числе и социальных. Но теперь отрасли нужны эффективный менеджмент и большие вложения в угледобычу, а у руководителей государственных шахт нет стимулов увеличивать добычу столь ценного ресурса. Наоборот, возникает соблазн выводить деньги через свои карманные структуры, делая производство угля убыточным, — ведь в этом случае Минуглепром выделит дотации из государственного бюджета.
Шахты необходимо приватизировать. Новейшая экономическая история нашей страны свидетельствует — частные предприятия работают гораздо лучше. Они вкладывают деньги в реконструкцию и новое оборудование, приводят дела и шахтное хозяйство в порядок, работают без простоев, налаживают сбыт при минимуме посредников. Почти два года назад Министерство топлива и энергетики начало разработку законопроекта об особенностях приватизации предприятий угольной промышленности. Сейчас работу над этим документом завершают в Минуглепроме. В конце апреля законопроект будет вынесен на широкое профессиональное обсуждение. Если при приватизации шахт поставить во главу угла поиск эффективного собственника, а не банальное стремление разово пополнить бюджет, отрасль уже скоро перестанет быть самой проблемной в стране. На угле Донбасса вырастала индустриальная слава Украины в прошлые времена, он хорошо послужит нам и в ХХІ веке.