В Европе все больше становится заметен новый энергетический тренд — альтернативная энергетика. Европейские предприятия стараются сокращать выбросы в атмосферу парниковых газов и снизить долю электроэнергии, которая поступает от атомных и угольных электростанций. Все больше вводится в строй ветряных и солнечных «ферм», который генерируют энергию солнца и ветра. Тем не менее, в самом большом выигрыше оказываются производители природного газа. Например, производители Норвегии. Хотя возможности это страны не безграничны.
Эта страна занимают одно из ведущих мест среди поставщиков «голубого топлива» в страны Европы.
Согласно данным Норвежского нефтяного директората, шельфовая добыча нефти и газа в Норвегии, вероятно, останется относительно стабильной в ближайшие десять лет, хотя по прогнозу Wall Street Journal, снижение нефтегазовых доходов страны может подтолкнуть норвежские власти залезть в свою «нефтяную кубышку» — фонд национального благосостояния. Объясняется это тем, что уже в первой половине 2016 года на нефтегазовые доходы приходилось 29% доходов правительства, то есть Норвегии нужно активнее работать над разработкой новых месторождений, чтобы сохранить нефтегазодобычу хотя бы на текущем уровне.
В настоящее время Норвегия активно поставляет газ в Великобританию, где наметился существенный спад в этой сфере. Так, в 2015 году было построено сразу три трубопровода из Норвегию в Великобританию: теперь Норвегия покрывает порядка 15% потребностей в газе этой страны, хотя больше других британцам поставляют «голубого топлива» Нидерланды (около 20%).
Но по сообщению Wood Mackenzie, с 2016 по 2020 годы ожидается снижение инвестиционной активности в нефтегазовый сектор Норвегии более чем на 50 млрд долларов — и пока эксперты затрудняются ответить, как это отразится на добыче.
Недавно Statoil заявляла о новом крупном месторождении. При этом в компании говорили о сокращении затрат на разработку, а также об увеличении ожидаемых темпов роста добычи на 25%. И если новое месторождение будет введено в эксплуатацию, то Statoil будет добывать больше газа — с учетом уже существующих месторождений, на которых повышается эффективность скважин, а затраты на бурение новых сокращаются.
Пока компания говорит о планах пробурить семь скважин в Баренцевом море, на которых будут тестироваться различные новые технологии. От тестовых результатов зависит многое — они могут стать определяющим фактором для нефтегазодобычи Норвегии даже в долгосрочной перспективе. Норвежские власти уже заявляли ранее, что именно в Баренцевом море будет открыто месторождений примерно на 9 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Тем не менее, согласно оценкам оценкам МЭА, в долгосрочной перспективе Норвегия будет продолжать снижать газодобычу на 1,3% ежегодно, то есть к середине века падение составит порядка 40-50%.
Получается, что в любом случае одна лишь Норвегия не сможет удовлетворить растущий спрос на газ в Европе. А европейцам все равно придется больше закупать газа из других источников — России, США, Азербайджана или Алжира и Катара.