Однако данное приглашение — скорее дипломатический жест, чем конкретное предложение. В принципе, похоже на то, что от него лучше отказаться — некоторые западные нефтегазовые компании покидают Туркменистан, отмечая, что за 10 лет независимости в этой стране очень мало сделано для законодательного обеспечения работы иностранных компаний.
На днях, находясь с официальным визитом в Туркменистане, Президент Украины Леонид Кучма получил от главы этого государства несколько привлекательных предложений — принять участие в переговорах по строительству газопровода из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и в разработке 4 нефтяных месторождений на шельфе Каспийского моря. При условии воплощения их в жизнь Украина впервые за годы независимости будет добывать нефть за границей.
В прошлый понедельник в ходе переговоров в прикаспийском городе Туркменбаши (бывший Красноводск) президенты Украины и Туркменистана договорились, в частности, о выделении украинской стороне сектора морского дна для разработки нефти, где находятся четыре месторождения. Таким образом, у украинских геологоразведочных и нефтедобывающих предприятий появляется шанс получить изрядный кусок работы, по которой они так соскучились за десять лет экономических неурядиц. Кроме того, Украина впервые за свою историю могла бы получить доступ к альтернативному источнику нефти и сохранить конкуренцию на внутреннем рынке, который вот-вот поделят между собой российские нефтяные монополии.
Щедрость туркменского президента на самом деле продиктована прагматичными соображениями. В Туркменистане нет ни оборудования, ни технологий для добычи нефти и газа со дна моря. В Украине же вот уже несколько лет СП «Черноморнефтегаз» разрабатывает месторождения на шельфе Черного моря. Да вообще в нашей стране нет недостатка ни в геологоразведочных, ни в нефтедобывающих организациях, которые в советские времена приобрели значительный опыт работы в самых разных уголках СССР и подшефных странах третьего мира. Поэтому в ходе зарубежных турне руководство государства неоднократно получало приглашение на участие в проектах по добыче нефти. Украинцев приглашали разрабатывать нефтяные месторождения и губернатор (уже бывший) Тюменской области галичанин Рокецкий, и лидер ливийской революции Каддафи. Год назад с подобным предложением выступил Казахстан.
Однако к реальным шагам дело так не дошло. И причина отнюдь не в тайной службе Кремлю украинских власть имущих, а в банальной нехватке средств. Так, в середине 90-х Украина реально могла получить разрешение на разработку нефтяного месторождения на шельфе у побережья Азербайджана. Но объем необходимых инвестиций составил, по различным расчетам, от $100 до $200 млн. Поэтому для освоения месторождений Южного Каспия, которые содержат до 1 млрд тонн нефти, Украине не хватает одного — структур, способных финансировать такие проекты.
Поэтому аналитики считают договоренность Туркменбаши с Кучмой о разработке украинцами нефтяных месторождений на шельфе дипломатическим шагом туркменского президента. Сегодня, менее чем за месяц до 2-го нефтегазового саммита «Каспий-21: от политики до бизнеса», ему крайне необходимо продемонстрировать России свою самостоятельность, чтобы повлиять на нее в вопросах раздела Каспийского моря. Напомним, что Туркменистан настаивает на разделе и морского дна, и водного, и воздушного пространства, тогда как Россия хочет, чтобы водное и воздушное пространство были общими.
Куда интереснее другое предложение — принять участие в туркменско-афганско-пакистанских переговорах по строительству газопровода, которые пройдут в конце мая. Этот газопровод имеет для Туркменистана стратегическое значение. Он позволяет экспортировать газ в обход территории России, а значит, независимо от Газпрома. Он будет проходить по абсолютно неконтролируемой Россией территории с выходом через территорию Пакистана к Аравийскому морю. А там газ можно будет сжиживать и загружать на судна-газовозы, следующие к Персидскому заливу. Поэтому в финансировании строительства будут заинтересованы страны, импортирующие газ из арабских государств, а также США — политический покровитель нынешних правительств Пакистана и Афганистана.
Тогда как Туркменистану новый газопровод открывает заманчивые перспективы экспорта, Украине он может дать возможность неплохо заработать. Ведь отечественные предприятия способны проводить полный цикл работ — поиск, проектировка, производство труб, прокладка газопроводов. Поэтому кое-кто уже проявляет заинтересованность — Индустриальный союз Донбасса заявил о том, что примет участие в тендере на поставку труб большого диаметра для газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан. А их нужно ни много ни мало — 1440 км.
Богдан МАЛИНОВСКИЙ
Мнение эксперта
Владимир САПРЫКИН, руководитель энергетического сектора УЦЭПД им. Разумкова:
— Туркменистан ищет партнеров, имеющих оборудование, технологии, а главное — финансирование для разработки месторождений на шельфе. Некоторые западные нефтегазовые компании покидают Туркменистан, отмечая, что за 10 лет независимости в этой стране очень мало сделано для законодательного обеспечения работы иностранных компаний. Тогда как очень многое зависит от личных связей с президентом. Украинцам к такой атмосфере не привыкать, да и на шельфе они работают. Но все упирается в финансирование. Поэтому договоренности между президентами Украины и Туркменистана — скорее декларативные, ведь даже физически на освоение месторождений потребуется 3—5 лет.