Отставка министра экологии и природных ресурсов Василия Шевчука, который в ноябре 2002 года занял эту правительственную должность по квоте Народно-демократической партии, повлекла за собой мини-скандал в парламенте. В прессе главным образом обсуждались политические моменты с легким привкусом пикантности: кто, кому и как выдал лицензию на добычу газа. Однако политически озабоченная общественность не обратила внимания на более важные изменения, а именно: запланированную структурную реорганизацию Минэкологии.
Вперед – в прошлое
Кабмин согласно указу Президента должен в месячный срок "подать предложения относительно… создания на базе Министерства экологии и природных ресурсов Украины Министерства экологии Украины и Государственного комитета природных ресурсов Украины". Французы говорят, что дьявол кроется в деталях. Вышеприведенная цитата, по-видимому, и является этой деталью.
Рядовой обыватель представляет Министерство экологии как структуру, контролирующую выбросы в воздух, сохранение лесов, словом, охраняющую природу. На слова в названии этого ведомства "и природных ресурсов" мало кто обращает внимание, да и средства массовой информации ради экономии площади или эфирного времени их почти не упоминают. На самом деле Минэкологии и природных ресурсов – довольно мощное и серьезное ведомство, в которое после реорганизации 2000 года вошли Государственный комитет геологии, Комитет гидрометеорологии, Государственная администрация по ядерному регулированию, Госкомиссия по удобрениям, Главное управление по вопросам геодезии и картографии.
В подчинении министерства также находились "лесной", "водный" и "земельный" государственные комитеты. "Все эти органы были связаны в одну систему, позволявшую не только эффективно осуществлять природоохранную деятельность, но и проводить единую политику в отрасли недропользования. Мы пытались создать министерство, аналогичное таким ведомствам в Европе. За основу приняли структуру минэкологии Германии", – говорит народный депутат Украины, экс-министр экологии (1999-2001 гг.) Иван Заец. Нардеп утверждает, что еще во времена его пребывания на этой должности в правительстве делались попытки вывести отдельные структуры из подчинения министерства. С 2001 года Госкомлес, Госводхоз и Гослесхоз уже стали самостоятельными организациями.
Эксперты допускают, что сегодняшняя катавасия вокруг Минэкологии и природных ресурсов связана с попыткой влиятельных политических сил и дальше дробить министерство. По их мнению, выполняя указ Президента, Кабмин внесет предложение вывести Государственную геологическую службу из министерства и на ее основе создать этот самый Государственный комитет природных ресурсов, о котором шла речь с самого начала. "У нас все шансы вернуться к советской практике, когда ведомство, отвечающее за охрану природы, не имеет никаких рычагов влияния", – считает Иван Заец.
Вне министерства "деребанить" недра легче
"Цель очередной "реформы" проста – подступиться к недрам и осуществлять бесконтрольную добычу", – убежден Иван Заец. Эксперты расходятся во мнениях, кто инициировал "экологическую реформу". "Подозрение", в частности, падает на две самые сильные группировки – "эсдеков" и "донецких". Кое-кто допускает и вариант о договоренности между ними. В любом случае борьба ведется с размахом. Иван Заец: "Инициаторам нужен полный контроль над всем процессом недропользования – от владения геологической информацией и выдачей лицензий до промышленной добычи газа и нефти. При существующем порядке, когда регулирование недропользования осуществляется на уровне министерства, такое подчинение невозможно". По его словам, такое управление имеет достаточно высокий уровень публичности. "Это заседания Кабмина, это общая бухгалтерия и много других вещей. Творить, что заблагорассудится, в таких условиях нельзя", – делится опытом экс-министр.
Обозреватели предвидят, что новообразованную структуру объявят полусекретной, поскольку в ней будет храниться информация, содержащая государственную тайну, и в ней уже можно будет делать "все, чего душа захочет, без ведома общественности".
Кадры, как всегда, решают все
Но, по словам обозревателей, для полного контроля над недрами мало изменить структуру. Следует заменить все ненадежные кадры "своими людьми". Поэтому стоит ожидать массовых кадровых чисток в государственных структурах, близких к недрам. Этим, собственно, и объясняют некоторые народные депутаты отставку не только заместителя госсекретаря Минэкологии, но и председателей правления ГАК "Недра Украины" Василия Стефанишина и директора госпредприятия "Укргаздобыча" Ильи Рыбчича, которых Совет нацбезопасности и обороны вместе с министром экологии обвинил в "серьезных недостатках в работе".
Интересно, что никто из опрошенных "Контрактами" чиновников и работников пресс-служб государственных ведомств так и не смог объяснить, почему в решение по кадрам Министерства экологии попала и фамилия Рыбчича, возглавляющего компанию, которая принадлежит НАК "Нефтегаз Украины". Интересно, что когда коллективу "Укргаздобычи" представляли нового руководителя, объявили, что Рыбчич идет на повышение в Нефтегаз. А на его место назначен бывший председатель правления нефтеперерабатывающего завода "ЛИНОС" Евгений Бакунин.
Собственно политика
Оппозиционеры и члены НДП в один голос утверждают, что парламентское большинство перестало существовать, что так обращаться с коллегами по коалиции неприлично и противоречит подписанному соглашению. Фракция НДП в знак протеста даже на один день оставила зал заседаний. Однако на следующий день "эндеписты" вернулись на свои места и сообщили, что, несмотря ни на что, остаются в большинстве. Напомним, что правительство Януковича считается коалиционным, и каждый министр в нем представляет определенную пропрезидентскую фракцию. Согласно договору между правительством и парламентом, никто не может уволить министра без предварительного согласования с фракцией, которая его делегировала.
На оскорбления НДП среагировал представитель Президента в парламенте Александр Задорожный, объяснявший, что достигнутое соглашение недействительно и, чтобы такого не повторялось, следует вносить изменения в Конституцию. Валерий Пустовойтенко ответил заявлением о том, что если бы он знал это раньше, то НДП не вошла бы в большинство. Потом он даже угрожал публично назвать высокопоставленное лицо, которое давало указание экс-министру экологии продлить лицензию на промышленную разработку Семеринского газового месторождения компании "Укрнефтегазтехнология", которая, якобы, не выполнила лицензионных условий, – Шевчук продлил, за что, как убеждает Валерий Пустовойтенко, он теперь поплатился.
Также в интервью "Контрактам" Валерий Пустовойтенко рассказал, что владельцем этой компании является "нашеукраинец", председатель бюджетного комитета Верховной Рады Петр Порошенко. А через некоторое время с такой версией выступил еженедельник "Зеркало недели", объясняя, что лицензию "Укрнефтегазтехнология" получила в результате парламентских торгов по изменениям в бюджете.
В случае реорганизации министерства Пустовойтенко будет требовать назначить представителя НДП на новообразованную должность. Однако инициаторы "экологической" операции почти не обращают внимания на вялые угрозы бывшего премьера, поскольку убеждены, что он никогда не перейдет от большевиков к оппозиционерам.
Официальная версия увольнения
Василия Шевчука, других чиновников и руководителей структур, близких к разработке недр, сняли с должностей по итогам одного из последних заседаний Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором среди других вопросов рассматривали состояние выполнения указов Президента "О неотложных мероприятиях по повышению эффективности недропользования в Украине". Собственно само "состояние выполнения" довольно красноречиво прокомментировал секретарь СНБО Евгений Марчук: "В отрасли недропользования потери чрезвычайно большие, злоупотребления колоссальные, суммы измеряются миллиардами".
В отчете СНБО речь идет о том, что в Украине около 1000 компаний разрабатывают недра без соответствующих лицензий. Мингеологии обвинили в незаконной выдаче лицензий на промышленную добычу полезных ископаемых. Среди недостатков – срывы контрактов на разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений с известными западными компаниями, однако с какими именно не уточняется. Также СНБО упрекнул Кабмин, до сих пор не утвердивший Порядок проведения конкурсов по вопросам получения лицензий на право пользования недрами, мол, из-за этого в прошлом году вне конкурса было выдано 105 лицензий.
По итогам заседания Президент и подписал указ, которым, помимо кадровых решений, поручил силовикам проверить все лицензионные соглашения на пользование недрами. А правительство должно провести целый пакет мероприятий по унификации выдачи лицензий на добычу полезных ископаемых и разработать методику определения их рыночной стоимости. К сентябрю 2003 года Кабмин обязан усилить контроль над деятельностью ведущих предприятий отрасли – НАК "Недра Украины", ГАК "Украинские полиметаллы" и ГАК "Укррудпром". Кроме того, к ноябрю 2003 года Кабмин должен провести инвентаризацию госсобственности в отрасли, на основании которой уже до конца года разработать предложения по созданию промышленно-финансовых групп (!).
Ирония судьбы, как отмечают некоторые народные депутаты, заключается в том, что Василий Шевчук до назначения министром работал на должности заместителя секретаря СНБО, где занимался экологическими проблемами и значительную часть "недостатков в работе" Минэкологии, преданную огласке Марчуком, "накопал" сам на своей предыдущей должности.
Под министерством "ходят"
Согласно указу Президента от 15 декабря 1999 года в состав министерства входят:
- Комитет Украины по вопросам геологии и использованию недр
- Комитет Украины по вопросам Гидрометеорологии
- Государственная администрация ядерного регулирования Украины
-
Главное управление геодезии, картографии и кадастра
- Государственная комиссия по делам испытаний и регистрации средств защиты и регуляторов роста растений и удобрений
В 2000 году из состава министерства выведена Государственная администрация ядерного регулирования Украины
До 2001 года министерство координировало Гослесхоз, Госводхоз, Госзем, в частности утверждало бюджеты этих структур
Цена вопроса
На время своего создания в августе 2000 года уставный фонд НАК "Недра Украины" насчитывал пакеты акций 22 производственных геологических предприятий, которые по хозяйственным договорам – чтобы "снять бремя с бюджета" – проводят геологоразведку, геофизические исследования и бурение. Среди этих предприятий – государственный холдинг "Укргеолреммаш", имущество региональных ДП наподобие "Западукргеология", "Полтаванефтегазгеология", "Агрогеофизика", "УкрГИПРОгеострой" и др.
В 2002 году, по данным Информационного геологического фонда "Геоинформ", объемы бурения нефтяных и газовых скважин составляли более 54 тыс. м. Прирост разведанных запасов газа в 2002 году вообще по отрасли составил более 23,5 млд куб. м, что намного превышает его добычу. Прирост запасов нефти составил 1,7 млн тонн при госзаказе 1 млн тонн. Предприятия отрасли в этом году открыли пять месторождений нефти и газа. Государственное геофизическое предприятие "Укргеофизика" подготовило к глубокому бурению 26 объектов, из них 19 – за бюджетные средства. В 2003 году геологи планируют за государственные средства разведать до 7,2 млрд куб. м газовых месторождений и 1,1 млн тонн – нефти с конденсатом.