Украина вполне может обеспечить себя собственными ресурсами природного газа

Черниговское отделение Украинского государственного геологоразведочного института едва ли не единственное научное учреждение, которое более сорока лет занимается научным сопровождением поисково-разведочных работ на территории Днепровско-Донецкого авлакогена, в частности, в пределах Днепровско-Донецкой впадины (ДДВ). Благодаря научным разработкам и практическим рекомендациям ученых Черниговского отделения было открыто свыше 120 месторождений нефти и газа. Как сегодня в Черниговском отделении оценивают перспективы нефтегазоносности ДДВ, какие направления геологоразведочных работ считают приоритетными и на решение каких актуальных задач нацелена работа коллектива в ближайшие годы? На эти и другие вопросы ответил в интервью GEOnews.com.ua директор ЧО УкрГГРИ Александр Ефимович Лукин.
Александр Ефимович Лукин
– Александр Ефимович, с открытием ряда крупных месторождений нефти и газа в пределах ДДВ этот регион стал по праву считаться основным нефтегазоносным регионом Украины. Не истощился ли он за длительный период интенсивной добычи и все так же богат ресурсным потенциалом?
– Потенциал этого региона далеко еще не исчерпан. Напротив: если говорить о начальных суммарных геологических ресурсах в ДДВ, то по сравнению с прошлой оценкой, произведенной в 1993 году, нынешнее количество нефтегазовых ресурсов увеличилось на 10% и составляет 6616 млн. т углеводородов (до глубины 7 км, технически доступной для бурения в настоящее время). Основными продуктивными комплексами, с которыми связаны перспективы нефтегазоносности в ДДВ, остаются три нижнекаменноугольных. В них сосредоточено 66% подсчитанных прогнозных ресурсов углеводородов региона: соответственно, в серпуховском – 15%, верхневизейском – 29% и нижневизейско-турнейском – 22%. С девонским комплексом связано 14% нефтегазовых ресурсов региона, с нижнепермско-верхнекаменноугольным – 10%, среднекаменноугольным – 6% и докембрийским – 4%.
Перспективы Днепровско-Донецкого авлакогена в целом определяются, прежде всего, колоссальными мощностями палеозойских отложений, достигающих здесь 10 км и более, значительными объемами нефтегазогенерирующих отложений и разнообразием типов ловушек, которые, помимо антиклинальных поднятий, связаны с неантиклинальными условиями. Регион характеризуется как очень широким стратиграфическим диапазоном нефтегазоносности: от образований докембрийского кристаллического фундамента до мезозойских отложений, так и фациальным многообразием. Практически все известные фациальные типы отложений являются здесь нефтегазоносными и содержат продуктивные горизонты. От других регионов земного шара ДДВ отличается, пожалуй, наиболее широким фазово-геохимическим диапазоном углеводородных скоплений. Наряду с битумами, нефтью, газами здесь широко распространены газоконденсатные системы, в том числе совершенно уникальные, так называемые залежи критического состояния, представляющие собой парообразные закритические углеводородные смеси. Все это всесторонне изучается в Черниговском отделении.

– Какие направления работ ЧО УкрГГРИ в сфере геологических изысканий можно отнести к наиболее успешным?
– Прежде всего, это направление поисков нефти и газа на больших глубинах. В свое время многие отрицали возможность промышленной нефтегазоносности в ДДВ на глубине свыше 3,5–4 км. Но именно в ЧО УкрГГРИ группе специалистов удалось тогда всесторонне обосновать перспективность глубоко залегающих горизонтов. Это привело к открытию целого ряда месторождений и к расширению перспектив нефтегазоносности недр не только нашей страны, а и других нефтегазоносных регионов мира. Результаты работ по этому направлению имели глобальное значение. А центральная часть ДДВ стала одним из ведущих нефтегазодобывающих регионов, где средние глубины превысили 5–5,5 км.
Другим важным направлением я бы назвал поиски нефти и газа в рифогенно-карбонатных отложениях. Именно сейчас работы по этому направлению начинают приносить практические плоды. Открыт ряд месторождений, в которых нефть и газ связаны не с терригенными коллекторами, как в большинстве известных в регионе месторождений, а с карбонатными. Речь идет о таких месторождениях, как Богатойское, Селюховское, Кампанское и другие. Аналогичных перспективных объектов в ДДВ очень много.
Из достижений отделения последних лет можно отметить выделение перспективных участков на северном борту ДДВ, связанных с разуплотненными породами кристаллического фундамента. Это направление вообще представляет чрезвычайный интерес, потому что является, по сути, новым направлением в практике геологоразведочных работ. С разработкой именно этого направления связаны открытия Хухринского и Юльевского месторождений, где промышленная нефтегазоносность доказана не только в осадочном чехле, но и в породах фундамента. В последнее время нам предоставлены документы, подтверждающие причастность сотрудников отделения к получению промышленных притоков углеводородов на северном борту ДДВ в пределах Ракитнянской и Васищевской площадей в 2003-2004 гг.
У нас успешно разрабатывается промысловое направление, которое очень тесно увязано с геологическими изысканиями. Промысловые разработки нацелены прежде всего на эффективность освоения продуктивных горизонтов. Каковы же пути повышения этой эффективности? Прежде всего, это качественное вскрытие продуктивных горизонтов; получение из них устойчивых притоков, что является часто очень сложной задачей; интенсификация притоков (особенно это важно для карбонатных коллекторов и коллекторов в фундаменте); и, собственно говоря, эффективное извлечение углеводородных флюидов из самих залежей. Последнее особенно важно для газоконденсатных скоплений, т.к. учет сложных взаимоотношений газовой и жидкой фазы необходимы для качественного, максимального отбора и газа, и конденсата.

– Обоснование приоритетных направлений геологоразведочных работ сотрудниками Черниговского отделения, как и раньше, базируется на трехуровневом прогнозе нефтегазоносности – региональном, зональном и локальном?
– Собственно говоря, да, только с некоторым смещением акцентов, учитывая высокую степень изученности региона глубоким бурением и геофизическими методами. В данный период основные направления поисковых и разведочных работ разрабатываются в соответствии с задачами прежде всего зонального и локального прогнозов нефтегазоносности ДДА, поэтому сейчас зональный и локальный – это основные виды прогноза для нас.
В то же время следует отметить, что исходя из неравномерной изученности разных частей региона, значительных глубин и широкого стратиграфического диапазона нефтегазоносности региональный этап остается важной задачей прогнозирования нефтегазоносности недр ДДВ. Прежде всего, сюда относится перманентная, проводимая в отделении с 1961 г., количественная оценка ресурсной базы региона, которая является основой научного обоснования направлений геологоразведочных работ в ДДВ и определения основных объемов этих работ. Региональные задачи решаются также сектором региональных работ ЧО УкрГГРИ, а именно – интенсифицирование на новом уровне, с учетом новейших достижений теории геологии нефти и газа, целого ряда программ регионального изучения слабо изученных комплексов и территорий. Не секрет, что на протяжении последнего десятилетия ХХ века региональные исследования фактически были не востребованы, а все-таки одним из основных методов изучения геологического строения и выявления региональных особенностей нефтегазоносности является бурение параметрических скважин. Сейчас, учитывая, что объемы параметрического бурения в ДДВ планируется резко увеличить, мы ориентируем наши исследования на обоснование стратегии региональных геологоразведочных работ в регионе с определением приоритетных стратиграфических комплексов и территорий для решения региональных задач. Кстати, многими параметрическими скважинами, пробуренными в ДДВ и изученными сотрудниками ЧО УкрГГРИ, открыты новые месторождения нефти и газа, что явилось существенным вкладом отделения не только в изучение региональных особенностей нефтегазоносности, но и в обоснование прироста запасов УВ (хотя перед параметрическим бурением и не стоит задача открытия новых месторождений).
Что касается последних крупных разработок в области зонального прогноза нефтегазоносности, то к ним нужно отнести выделение нового Богатойско-Орельско-Затышнянского ареала нефтегазоносности, связанного и с рифогенно-карбонатными образованиями, и с терригенными ловушками. Раньше такой тип группировки месторождений у нас не был известен. Тем не менее, именно с крупными ареалами связаны такие всемирно известные месторождения, как Тенгиз и Карачаганак в Прикаспийской впадине. На северном борту ДДВ в результате зонального прогноза нефтегазоносности нижнекаменноугольных продуктивных горизонтов было выделено порядка 20 прогнозных ловушек преимущественно неантиклинального типа, в том числе пространственно сконцентрированных и имеющих двойной контороль – тектонический и литологический. Возможно, здесь следует ожидать развития ловушек – аналогов Юльевского месторождения. Все сказанное дает основания рассчитывать на открытие новых крупных месторождений в пределах ДДВ.

– Можете сказать несколько слов о перспективных тематических направлениях научных изысканий ЧО УкрГГРИ?
– В ближайшие годы мы все же ожидаем, что будет уделено больше внимания отечественным ресурсам нефти и газа. Собственно говоря, нам не уйти от этого: известно, что Украина располагает весьма значительными прогнозными ресурсами газа. Ресурсы нефти существенно ниже, но газом в принципе Украина могла бы себя обеспечивать полностью сама. В связи с этим мы планируем интенсифицировать работы по изучению региональных закономерностей нефтегазоносности ДДВ, затем уделить большое внимание разработке тех направлений, которые раньше считались нетрадиционными, то есть освоению ресурсов углеводородов в карбонатных формациях, освоению новых типов неантиклинальных ловушек, освоению разуплотненных пород фундамента. Разработка таких направлений должна принести ощутимые результаты в скором будущем.

– Говоря о том, что Украина может обеспечить себя собственными ресурсами газа, Вы имеете в виду только потенциал ДДВ или всех газоносных регионов Украины?
– Безусловно, потенциал всех газоносных регионов Украины, где львиную долю составляют ресурсы именно ДДВ. Этот регион, к слову, долгое время играл колоссальную роль в снабжении газом не только Украины, но и всего СССР. В 70-е годы, например, Украина за счет ДДВ давала в отдельные годы до трети союзной добычи газа. Сегодня ресурсы, не только разведанные запасы, но и прогнозные ресурсы газа, особенно в нижнекаменноугольных отложениях ДДВ, а также в девонском комплексе достаточно велики. Освоение этих ресурсов позволило бы существенно прирастить разведанные запасы и существенно повысить долю собственного газа в энергоснабжении. И здесь я должен отметить, что все месторождения, открываемые в последние годы в пределах ДДВ (а ежегодно открывается по 3-4 месторождения), принадлежат к тем типам месторождений, которые ранее считались нетрадиционными, а сейчас они являются уже вполне традиционными для нашего региона. Все эти типы месторождений и перспективы их нефтегазоносности были обоснованы в свое время работами, которые проводились в нашем отделении.

Александр Ефимович, благодарю Вас за интервью.
Ярославна ВОЗНЮК, GEOnews.com.ua

31.01.2005