Ученые вновь заговорили об опасности крупного землетрясения в Украине в ближайшее время. «Цикл повторения крупных землетрясений в зоне Вранча почти завершен. Поэтому уже можно ожидать землетрясение магнитудой 7—7,2 (в эпицентре сейсмической активности это землетрясение мощностью порядка 9—10 баллов – ред.). Такие, по наблюдениям за 1000 лет, происходят во «Вранче» примерно раз в 20—27 лет.
«Последние были в 1977 и 1990 году, — рассказал замдиректора Института геофизики НАНУ Александр Кендзера. — Сейчас явных процессов, предвещающих землетрясение нет, но оно может случиться даже при отсутствии таковых совершенно внезапно».
По словам сейсмолога, максимум такой встряски будет на западе Одесской области — около 7 баллов (из-за особенностей недр земли) и в Крыму, который может потрясти до всех 9 баллов.
«Сценарий будет похож на тот, что в 1977 году», — говорит Кендзера. До Киева тогда дошла волна в 5 баллов, но ощутила эту встряску даже Москва.
По словам Кендзеры, могут пострадать или рухнуть протяженные объекты (дамбы и мосты). В Крыму тряска грозит вызвать мощный шторм, который может разбить слишком близко расположенные дома, также велика опасность обвалов и оползней в горном Крыму.
Историки же вспоминают землетрясение 1927 года, когда упала часть Ласточкина гнезда. Архитекторы говорят, что здания нынче строятся с учетом сейсмической опасности, пишет «Сегодня».
«В Киеве, например, с расчетом на 5-6-балльное землетрясение, — говорит член градсовета Киева Евгений Лишанский. — Эти нормы действуют с послевоенного времени. Довоенных зданий у нас очень мало — 3—5%. Но, думаю, что и они должны выдержать. К разрушениям может привести +2 балла к нормативным. Самые сейсмоустойчивые — панельные дома, они обладают гибкостью. Хуже всего переносят встряски кирпичные здания — могут рассыпаться в груду мусора. Естественно, в большей опасности — те дома, которые доведены до аварийного состояния плохой эксплуатацией, с прогнившими балками, давно не видевшие ремонта».
Архитектор Евгений Лишанский вспомнил о землетрясении 4 марта 1977 года, которое длилось несколько минут: «Я тогда был в Донецке, но там толчков практически не ощущалось, только сильно завыли собаки. А вот жена в это время была в Киеве. Рассказывала, как ей показалось, что на нее падает торцевая стена! Потом начало трясти, и люди стали выбегать из дома. Но на этом все и кончилось…».
В тот же день в Бухаресте, который был близко к эпицентру, погибло 15 000 человек. По словам Кендзеры, это было не самое мощное землетрясение. В 1940 году Украину потрясло сильнее. Но и тогда страна отделалась легким испугом, без жертв.