Приватизация госимущества, судя по последним событиям, является не единственной сферой, где предпринимается попытка перераспределения государственных ресурсов. Так, в последнее время актуализировался вопрос более эффективного, с точки зрения приносимых доходов, использования полезных ископаемых.
26 мая увидело свет постановление Кабмина, в котором устанавливается порядок продажи лицензий на недропользование в Украине на аукционах.
Документ предполагает, что передача права на использование того или иного месторождения будет осуществляться неким уполномоченным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр. На сегодняшний день под данную формулировку подпадает Госкомитет по природным ресурсам. Однако тот факт, что данный орган исполнительной власти в документе не указан прямо, может говорить о дальнейшем перераспределении полномочий в пользу какой-то вновь созданной структуры. Если это и случится, то только после перераспределения сил после выборов 2004 года. В текущем моменте Госкомитет по природным ресурсам станет именно тем органом, который будет с помощью аукциона решать, кому достанутся те или иные месторождения. Интересно, что за 6 дней до появления данного документа Николай Злочевский, член СДПУ(о), которого Президент назначил на этот пост еще в конце прошлого года, наконец-то сложил депутатские полномочия. Данный факт достаточно показателен, учитывая кулуарную войну между представителями НДП и СДПУ(о) за контроль над использованием недр нашей страны. В этом конфликте эсдеки вышли победителями, при чем, судя по всему, сумели расширить сферу влияния.
Действительно, аукцион только в учебниках по экономике является наиболее открытой и демократической формой конкуренции на рынке. В Украине, как правило, схема аукционов используется с совершенно иной целью. Так, в постановлении указано, что квалификационные условия для покупателей определяются при проведении каждого аукциона. Подобная норма может с успехом использоваться для выведения из состава потенциальных покупателей неугодных фирм, место которых займут две родственные структуры, среди которых и произойдет „выбор без выбора”. Более того, Кабмин указывает на возможность уменьшения начальной стоимости объекта до 50%, правда, при проведении повторного аукциона. Учитывая глубокое взаимопроникновение интересов власти и представителей крупного бизнеса, можно предположить, что аукционы на наиболее прибыльные месторождения будут проходить только со второго раза.
Итак, предполагаемый механизм продажи права пользования украинскими недрами скорее всего приведет к существенному перераспределению рынка полезных ископаемых. Однако вряд ли данное перераспределение значительно повлияет на всеукраинскую конъюнктуру рынка углеводородов и горнорудной продукции. Дело в том, что в данном случае речь идет не о перераспределении рынка уже добываемого сырья, а об использовании законсервированных, неразрабатываемых либо до конца не разведанных объектов. А что касается добычи руды или каменного угля, то очень значительная часть данного сырья давно разведана и в наиболее прибыльных местах успешно разрабатывается и контролируется.
В большей мере подобная норма касается добычи углеводородов в Украине. Учитывая тот факт, что в основных нефтегазоносных регионах Украины – Восточном и Западном – очень высока степень выработанности первоначальных запасов, которая по нефти составляют 65%, а по газу 60%, у нефтедобывающих предприятий имеется достаточный интерес к разработке новых месторождений. Так, например, неразведанные перспективные запасы газа в Харьковской области оцениваются в 800 млрд. кубометров. Однако на сегодняшний день, особенно в Восточном регионе, процветает нелегальная добыча углеводородов. Так, только в Полтавской области этот весьма прибыльный вид бизнеса контролируют около 25 преступных группировок. Учитывая желание Кабмина максимально использовать имеющиеся ресурсы по добыче и переработке нефти, вплоть до создания ВИНК, можно прогнозировать, что в этой сфере в скором времени начнется жесткое вытеснение мелких коммерческих фирм и преступных группировок, место которых займут либо «правильные» структуры, либо структурные подразделения будущего ВИНК, если последний все-таки состоится. Подобный сценарий событий подтверждает недавнее заявление председателя Координационного комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией при Президенте Татьяны Корняковой о недопустимости бесконтрольного использования недр. Таким образом, на сегодняшний день в данной сфере проведена своеобразная арт-подготовка, за которой, скорее всего, последует активный аукционный процесс.
Однако активная заинтересованность в распределении недр связана, скорее всего, не только с указанными полезными ископаемыми. Украина имеет много не до конца разведанных либо не разрабатывающихся месторождений, которые могут заинтересовать потенциального покупателя: начиная от гранитных месторождений Черкасской и Запорожской областей, залежей граната на Кировоградщине и заканчивая Винницкими флюоритами. Естественно, подобные месторождения требуют больших вложений, однако все зависит от условий конкурса и от цены, которая может быть более чем приемлемой. Так что в ближайшее время ожидается не только повышенная активность ФГИ, но и уполномоченного органа по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.