Украина. “Нафтогаз України” не согласен с выводами Счетной палаты

   НАК "Нафтогаз України" категорически не согласен с выводами коллегии Счетной палаты Украины о неэффективном осуществлении управления государственными корпоративными правами в 2001-2003 годах. Об этом GEOnews.com.ua сообщили в пресс-центре НАК "Нафтогаз України".
    "За прошедшие годы НАК "Нафтогаз України" вышел на новый этап развития, установив честные и прозрачные правила игры на внутреннем рынке и трансформировавшись из государственной монополии в международную нефтегазовую корпорацию. Свидетельством мощного роста "Нафтогаза України" в 2001-2003 годах являются производственные показатели, рекордные для предприятий Украины", – говорится в заявлении компании.
    В качестве примеров "Нафтогаз України" сообщает, что наведен порядок на рынке поставок газа промышленности, а именно искоренены на нем схемы уклонения от уплаты налогов, уровень расчетов за газ улучшился до 99% по состоянию на 15 октября 2004 года. Также сообщается о диверсификации закупок газа, создании крупнейших за период существования "Нафтогаза України" запасов природного газа на зиму, о восстановлении позиций Украины на европейском рынке газа, о снижении стоимости транзита туркменского газа в Украину на 60 млн. долларов в год за счет изменения оператора (МГК "Итера" на Eural TG), и о перспективе дальнейшего наращивания поставок в страну туркменского газа благодаря сотрудничеству с "РосУкрЭнерго".
    Также "Нафтогаз України" обращает внимание на создание сети из более, чем 100 фирменных АЗС и переход к самостоятельной реализации произведенных на Шебелинском ГПЗ нефтепродуктов, на создание специального дочернего предприятия "Газ-тепло", которое в порядке эксперимента взяло в управление теплокоммунэнерго, на централизацию закупок материалов и оборудования, вследствие чего стоимость оборудования снизилась на 7-10% при одновременном улучшении качества и срока поставок, на заключение соглашения о распределении продукции и создании предпосылок для начала добычи нефти в Ливийской Джамахирии.
    "На протяжении 2001-2003 годов "Нафтогаз України" увеличил консолидированный доход более, чем в 2 раза: с 23,8 млрд. грн. по итогам 2000 года до 46,2 млрд. грн. в 2003 году. В 2002 году на стратегическое направление – реконструкцию и модернизацию газотранспортной системы впервые были направлены достаточные объемы финансирования – 1,8 млрд. грн. (в среднем в прошлые годы – 500 млн. грн.). В конце 2003 – феврале 2004 года окончательно погашена задолженность Украины – более чем 200 млрд. долл. – за поставки природного газа из Туркменистана в 1999-2002 годах. В августе 2004 года НАК "Нафтогаз України" полностью рассчитался по внешнеэкономическим долгам Украины за энергоносители, погасив ОАО "Газпром" 1,43 млрд. грн. за потребленный, но не оплаченный на протяжении 1997-2000 годов природный газ", – заявляет компания.
    "В 2003 году впервые с момента создания НАК "Нафтогаз України" компании удалось достичь полного выполнения бюджетных обязательств и даже превысить уровень реально уплаченных налогов над начисленными (в среднем уплачено 104% от насчитанного за месяц). "Нафтогаз України" также полностью погасил задолженность прошлых лет перед дочерними компаниями за природный газ, переданный, но не оплаченный компанией на протяжении 1998-2001 годов. Финансовый рост компании продолжился и на протяжении 2004 года. Единственным показателем, который уменьшился на протяжении 2001-2003 годов, была чистая прибыль НАК "Нафтогаз України". По итогам 2001 года она составила 3,3 млрд. грн., 2002 год – 1,2 млрд. грн., 2003 год – 1,2 млрд. грн. Снижение уровня прибыльности компании в 2001-2002 годах связано с тотальным недофинансированием отрасли в прошлые годы, увеличением затрат на закупку природного газа, необходимостью самостоятельного проведения геологоразведочных работ, увеличением объемов инвестиций в капитальное строительство, в частности, газификацию регионов Украины, и погашением долгов прошлых лет, в том числе и перед зарубежными поставщиками.
    Примером эффективности управления государственными корпоративными правами стал разработанный на протяжении 2002-2003 годов и воплощенный в жизнь на протяжении 2004 года проект консолидации государственных активов в составе национальной вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Усилиями ВИНК в кратчайшие сроки был преодолен кризис на рынке нефтепродуктов и распространено влияние государства на нерегулируемый до этого сегмент топливного сектора. Учитывая параллельную ликвидацию теневых схем, в частности на АО "Укртатнафта", и соответствующее увеличение поступлений средств в государственный бюджет, компания считает управление государственными предприятиями нефтегазового комплекса высокоэффективным и приносящим пользу украинскому государству".

GEOnews.com.ua