К приходу новой команды в украинскую власть руководители крупнейших национальных госкомпаний (НАКов), как то «Нафтогаз України», «Хліб України», «Энергетическая компания Украины» и им подобных, в прямом и переносном смыслах буквально сидели на чемоданах. «Хвосты» (в виде прежних схем и лоббируемых ими проектов и контрактов), надо полагать, к тому времени уже успели обрубить, а концы спрятать в воду. Насколько глубоко и надежно, скоро станет понятно.
Интриги добавила премьер Ю.Тимошенко, пообещавшая, что вскоре (а было это ближе к концу февраля) могут быть объявлены конкурсы на замещение должностей руководителей практически монопольных (каждый НАК — в своей отрасли) госкомпаний. Не то чтобы общественность, затаив дыхание, ожидала публичной сдачи экзамена и оглашения имен победителей конкурса на право «порулить» конкретной монополией, но на некую открытость сего процесса оптимисты все же рассчитывали.
Впрочем, давно повелось, что указы о назначениях (как и об отставках) на подобные должности подписывает лично Президент. Но это вовсе не исключает предшествующий сему действу «конкурсный отбор». Правда, часто это не конкурс претендентов, а, скорее, закрытый конкурс лоббистов и их аргументов, а также, не исключено, обещаний. Кого и кому — раньше было однозначно. Сегодня — утверждать не берусь. Хотя некоторые нюансы наводят на весьма невеселые размышления.
Среди потенциальных претендентов на «трон» «Нафтогазу України» не исключался и теперь уже не возглавляющий эту национальную нефтегазовую компанию Юрий Бойко (руководил с февраля 2002-го). И случись действительно открытый конкурс на эту должность, как знать, может, и он имел бы шанс на успех. Но…
3 марта Президент В.Ющенко подписал (точнее — об этом стало публично известно) указ об отставке Юрия Бойко с должности председателя правления НАК «Нафтогаз України» и первого заместителя министра топлива и энергетики Украины и одновременно назначил на эту должность Алексея Ивченко. Говорят, что нового главу НАКа «сосватал» на эту должность Александр Зинченко. Впрочем, некоторые уверены, что это креатура первого помощника Президента г-на Титенко.
Алексей Григорьевич Ивченко до этого был народным депутатом. Избран в парламент в 2002 году по списку блока В.Ющенко «Наша Украина», в котором значился под номером 57. С апреля 2003 года возглавляет Конгресс украинских националистов. Правда, такой популярности, как когда-то пани Стецько, пока не приобрел. В Верховной Раде возглавлял подкомитет комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Сайт ВР сообщает, что за время депутатства А.Ивченко выступал в сессионном зале четыре раза, правда, голосовал по различным вопросам весьма активно.
42-летний А.Ивченко родился на Львовщине, в 1985 году закончил тогда еще Львовский политехнический институт по специальности инженер-строитель. Когда этот львовский вуз стал госуниверситетом «Львовская политехника», в 1996 году Алексей Григорьевич закончил экономический факультет; затем в Институте международных отношений Национального университета им.Т.Шевченко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности внешнеэкономической политики Украины в условиях рыночной трансформации». И все это время работал. С 1985 по 1991 годы прошел путь от мастера до директора завода железобетонных изделий в Ивано-Франковске. 1991—1994 годы — президент предприятия «Гал-Агро», работал и в НПП «Энергосинтез». С 1995 по 1997 годы занимал руководящие должности в АОЗТ «Интергаз», затем был советником премьер-министра по вопросам экономики и ТЭК. Последнее место работы до избрания народным депутатом — председатель наблюдательного совета госпредприятия «Добромыль—Киев».
Несмотря на имеющийся опыт работы в газовом секторе, первое, что вспомнили после назначения главой НАК «Нафтогаз України» Алексея Ивченко те участники нефтегазового рынка Украины, с которыми удалось поговорить, — притчу (или анекдот?) о трех конвертах. Нет, конверты не со списками долгов и должников, не с банкнотами и не с номерами банковских счетов. По версии притчи (анекдота), в первом была записка: «Говори, мол, не успел разобраться, ошибся, простите, исправлюсь». Во втором конверте: «Вали все на меня (предшественника)». В третьем — «Готовь три конверта»…
То, что вышесказанное — неоригинально, вполне понятно. Но, увы, «прижилось». И как скоро новоназначенному главе «Нафтогазу України» и по совместительству замминистра топлива и энергетики Украины «придется» составлять для преемника напутствие «из трех конвертов» — зависит, похоже, не только от него. Но и от него зависит многое.
Первый шаг на этом тернистом пути господин Ивченко уже сделал. И, надо заметить, антураж (как минимум) этого поступка нового главы нефтегазового «королевства» Украины произвел фурор. Далее цитирую «Главред», хотя корреспондент «Украинской правды» еще 8 марта передал информацию из Берлина, которую озаглавили так: «Новому руководителю «Нафтогазу» дали 2 миллиарда евро». По версии же «Главреда» от 9 марта:
«Нефтегаз Украины» заключил сделку с Deutsche Bank.
Deutsche Bank открыл Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» кредитную линию на сумму около 2 млрд. евро для реализации международных проектов компании. Соглашение по финансированию подписали замминистра топлива и энергетики — председатель правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко и член правления Deutsche Bank Тессен фон Хайдебрек.
По словам Ивченко, кредит должен быть погашен в течение 5—7 лет, его среднегодовой процент составляет около 8%. Предполагается, что выделенная сумма будет направлена на модернизацию нефтегазотранспортной сферы, геологоразведку, реализацию других проектов.
Ивченко не исключил, что эти деньги могут быть использованы в достройке нефтепровода «Одесса—Броды» до польского Плоцка, а также могут быть использованы для участия Украины в трехстороннем газотранспортном консорциуме с Германией и Россией.
Кредит может быть также направлен на модернизацию добычи газа в Украине с тем, чтобы увеличивать ее в среднем на 2 млрд. куб. м в год.
Ивченко сказал, что по условиям предоставления кредита у украинской стороны есть приоритет на право определять, как он будет использоваться. Глава «Нефтегаза Украины» сказал, что эти деньги получены компанией напрямую, а не под правительственные гарантии. Он считает, что подписание такого соглашения свидетельствует о доверии Deutsche Bank к руководству «Нефтегаза Украины». «Это говорит о том, что такой серьёзный институт доверяет руководству «Нефтегаза Украины» как европейскоинтегрированному», — сказал Ивченко.
При этом он акцентировал внимание на факте личного доверия ему и личных контактов. «Фактически они ждали моего назначения», — сказал Ивченко. По его словам, он лично вел подготовку этой сделки, отметив, что прежнее руководство «Нефтегаза Украины» не причастно к этому соглашению.
Подписание договора состоялось в присутствии Президента Виктора Ющенко.
Ранее Deutsche Bank заявил о намерении открыть «Нефтегазу Украины» кредитную линию на сумму около 2 млрд. долларов.
В приснопамятные исторические времена большевики предостерегали от подобных «головокружений от успехов».
Возможно, я ошибаюсь, но прежнему руководству НАК «Нафтогаз України» тот же Deutsche Bank обещал открыть кредитную линию с более длительным сроком погашения и годовой ставкой 7, а не 8%. Но что уж теперь говорить о том, чего не случилось.
Впрочем, мало кто видел реально подписанные договоры о беспрецедентной кредитной линии Deutsche Bank «Нафтогазу України». Источники, например, российского издания «Ведомости» (от 10 марта) говорят, что подписан лишь рамочный документ о том, что немецкий банк откроет «Нафтогазу» кредитную линию в размере 2 млрд. «на модернизацию газотранспортной системы и поддержку других проектов» между Украиной и Германией «в будущем».
Остается напомнить, что Deutsche Bank — давний партнер российского «Газпрома». По данным российских СМИ, с 2003 года российский монопольный газовый концерн получил на реализацию проектов «около 2 млн. долл.». И ни одна российская компания до сих пор не получала от Deutsche Bank таких «преференций» в денежном выражении, как «Нафтогаз України».
Банкиры, конечно же, руководствуются собственной логикой. Но вряд ли они станут игнорировать государственные интересы. Как и интересам любого государства небезразличны планы, да и сами компании, непосредственно влияющие на экономическую, энергетическую экономику государства.
Что конкретно содержится в соглашении между НАК «Нафтогаз України» и Deutsche Bank, доподлинно неизвестно. Вполне понятно, что документы подобного статуса не предаются, как правило, огласке. Но объяснить согражданам, о чем, собственно, идет речь, власть и руководство НАКа должны. И новоназначенный глава «Нафтогазу України», смею надеяться, откликнется на нашу просьбу об интервью — уже накопилась к вам масса вопросов, господин Ивченко. Прошу считать это официальным обращением «Зеркала недели». Ведь Президент В.Ющенко и его единомышленники обещали публичность и прозрачность всех важных действий.
Как известно из сообщений информагентств и интернет-сайтов, в Германии Президент В.Ющенко пытался заручиться поддержкой представителей Ruhrgas относительно их участия в судьбе украинской газотранспортной системы. В.Ющенко обсуждал «перспективы сотрудничества» с председателем правления Ruhrgas Б.Бергманном. Можно и без сторонних сообщений предположить, что разговор касался так называемого газотранспортного консорциума. Публично объявив о решении его создать на встрече В.Путина, Л.Кучмы и Г.Шредера в Петербурге, представители трех стран разъехались. Трехсторонние переговоры затем достаточно быстро «сменили» формат «Нафтогаз»—«Газпром». Было создано украино-российское ООО «Международный консорциум по эксплуатации и развитию газотранспортной системы Украины». Без участия немецкой стороны. Разумеется, всякий раз их «приглашали». Но, видимо, не более того…
Чем закончились переговоры с главой Ruhrgas украинского Президента и его команды, достоверно неизвестно. (Надеюсь, пока.) Но уже 9 марта «Корреспондент» со ссылкой на Lenta.ru весьма кратко, как для таких глобальных планов, поведал, что «Украина будет торговать туркменским газом совместно с Польшей и Германией». При этом предполагается создание торгового дома для этих целей.
Как сообщил российский «Коммерсантъ», 10 марта председатель правления немецкого энергоконцерна E.ON Вульф Бернотат сообщил, что одной из наиболее существенных проблем европейского рынка газа является снижение его предложения. В подтверждение своих слов он обнародовал информацию о полном прекращении поставок газа из Туркменистана в Россию и вновь заявил о возможном вхождении E.ON в состав российско-украинского газотранспортного консорциума.
Активность E.ON в Украине наряду с газовым конфликтом между Россией и Туркменистаном может поставить под угрозу монополию «Газпрома» на экспорт газа в Восточную и Центральную Европу.
По словам господина Бернотата, E.ON Ruhrgas, газовый трейдер концерна, давно предупреждал своих покупателей в ЕС, что купить дополнительные объемы газа в Европе становится все труднее. «Последние события на европейском рынке это подтвердили», — заявил глава E.ON, указав на перебои в поставках газа из Ливии в Италию (E.ON Ruhrgas по спотовым контрактам закрывал создавшийся дефицит газа для итальянских Eni и ENEL), рост цен на газ в Великобритании, рост числа отказов в исполнении газовых контрактов во Франции, январскую приостановку поставок газа из Туркменистана в Украину и «остановку поставок его в Россию».
Российская газета отмечает, что поставки газа из Туркменистана в Россию не возобновлены по сей день. «Туркменнефтегаз» требует увеличить цену закупок газа до уровня украинской. В «Газпроме», сообщает издание, отказались подтверждать или опровергать эту информацию, заявив, что в компании «считают действующими контракты с Туркменией (они предполагают продажу газа по старым ценам) и не подлежащими пересмотру». В «Туркменнефтегазе» ситуацию не комментируют. Таким образом, глава E.ON стал первым, кто публично заявил о «газовой войне» между Россией и Туркменистаном.
Причины откровенности господина Бернотата, по версии «Коммерсанта», скорее всего, лежат в политической плоскости. Источники в «Газпроме» заявили, что нестабильность поставок газа в Европу никак не связана с дефицитом газа, вызванным прекращением туркменских поставок. По их словам, «зимний пик потребления прошел и довольно скоро начнется закачка газа в газохранилища, то есть время для торга с Туркменией есть». Однако не исключено, что у «Туркменнефтегаза» появится конкурирующий покупатель.
Комментируя итоги состоявшихся 9 марта в Германии переговоров Президента Украины Виктора Ющенко и главы E.ON Ruhrgas Бурхарда Бергманна, г-н Бернотат подтвердил, что E.ON получил предложение «активизировать» работу по созданию консорциума по транзиту газа по территории Украины. «Украинский Президент предложил вдохнуть жизнь в этот проект, и E.ON поддерживает эту инициативу», — заявил глава E.ON.
В «Газпроме» повторили то, что было сказано накануне: «Консорциум уже создан, и переговоры об изменении его состава — прерогатива его участников, России и Украины». Отметим, что создание консорциума происходило накануне президентских выборов в Украине, и уже тогда предсказывалось, что в случае поражения Виктора Януковича на выборах будут предприняты попытки пересмотра договоренностей или даже их расторжения.
О пересмотре договоренностей в нефтегазовой сфере предупредила россиян и премьер-министр Украины Ю.Тимошенко. Президент же Виктор Ющенко собирается с визитом в Туркменистан. Удастся ли Украине «переписать» прежние договоренности в топливно-энергетической сфере, станет известно уже скоро. Только бы в этом стремительном процессе не оказались за бортом настоящие профессионалы и нормальные проекты.