Как сообщает Информационное управление Верховной Рады Украины, на заседании Комитета отмечалось, что проект новой редакции Кодекса разработан с целью усовершенствования системы государственного регулирования и управления в сфере пользования недрами для усиления государственного воздействия при широком внедрении в сфере геологии, использования и охраны недр рыночных механизмов, а также решения проблем, связанных с подходами к финансовому обеспечению работ по ликвидации объектов горнодобывающих предприятий и т.п.
Законопроектом предполагается, что полезные ископаемые, подземные пустоты, энергетические и другие ресурсы, которые являются составными частями недр, не могут передаваться в частную или коллективную собственность.
Законопроектом определяется право собственности на геологическую, маркшейдерскую и другую информацию относительно недр и порядок ее хранения, а также право интеллектуальной собственности в сфере горных отношений, исключительные права на которую могут возникать в случае признания этой информации результатом интеллектуальной деятельности.
Проектом формируется понятие "публичной геологической информации", стандарты которой будут разрабатываться специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам геологического изучения и обеспечения рационального использования недр и утверждены Кабинетом Министров Украины.
Члены Комитета полагают, что реализация Кодекса поможет усилить права пользователей недр, создаст более благоприятные условия для негосударственных инвестиций относительно изучения и разработки месторождений полезных ископаемых и более эффективного регулирования отношений между субъектами хозяйствования и органами государственного управления в сфере недропользования.
Кроме того, высказывались замечания к отдельным положениям Кодекса и было предложено внести изменения в некоторые законы, которые касаются земельных отношений и правовых основ поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма.
По итогам обсуждения народные депутаты приняли решение о доработке законопроекта для подготовки ко второму чтению.