Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности считает, что Кодекс Украины о недрах требует доработки, сообщает Информационное управление Верховной Рады.
Необходимость разработки нового Кодекса Украины о недрах обусловлена тем, что принятый десять лет назад действующий Кодекс сегодня устарел, не отвечает в полной мере современным потребностям, требует согласования с законодательными актами, принятыми в последние годы и влияющими на регламентацию отношений в области охраны и использования недр.
В проекте выписаны задачи законодательства о недрах, основы государственной политики в сфере использования и охраны недр, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в этой сфере, основные требования относительно госучета недр. Определяются также особенности права собственности на недра, устанавливается принципиальные положения относительно осуществления права пользования недрами, регламентируется порядок обретения и реализации права на пользование участком недр. Особое внимание уделено определению требований относительно добычи полезных ископаемых, охраны недр, организации государственного контроля и надзора в сфере использования и охраны недр и т.п..
Народные депутаты считают, что в этом документе, являющемся главным законодательным актом в соответствующей сфере правового регулирования, целесообразно было бы предусмотреть преамбулу, в которой должны быть указаны основные мотивы принятия Кодекса, а также выделить отдельную статью, определяющую основные, ключевые понятия, которые применяются в законодательстве о недрах.
Также для большей системности деятельности регулирующих органов целесообразно было бы в главу 2 включить статью, определяющую общую систему органов, на которые возлагается осуществление регулирования в сфере использования и охраны недр. Соответственно этой статье в следующих статьях должны определяться полномочия определенных органов (Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, Кабинета Министров Украины и т.п.).
Кроме того, положения, посвященные определению полезных ископаемых и их категорий, государственного фонда недр, государственного фонда месторождений полезных ископаемых, целесообразно было бы использовать в общих положениях проекта. Логично было бы использовать определение месторождения полезных ископаемых при регламентации вопросов, посвященных государственному фонду месторождений полезных ископаемых.
С целью углубления регулирования соответствующих отношений в проекте целесообразно было бы уточнить (предусмотреть) особенности аренды земельных участков, их использования в границах горных отводов, застройки площадей залегания полезных ископаемых, требования к участкам, на которые предоставляются специальные разрешения на пользование недрами, а также предусмотреть применение экологического аудита, страхования в данной сфере.
Следует определить и особенности предоставления специальных разрешений на пользование недрами в границах территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоне Украины (в частности, предоставления в пользование недр в границах исключительной (морской) экономической зоны Украины может осуществляться с учетом правового режима морских пространств).