Уберечь склоны – спасти Киев

Чем грозит городу высотная застройка, и как “Художественный арсенал” может навредить Лавре

Одной из отличительных черт неповторимого облика Киева до недавнего времени были большие пространства, свободные от застройки. Как возникли эти зеленые оазисы, создающие уникальную киевскую перспективу? Почему за долгие века истории украинской столицы они не заросли зданиями? Неужели только из эстетических соображений многие поколения наших предков не лепили дома вплотную друг к другу? Вряд ли, скорее они понимали, что в некоторых местах строить просто опасно, и знали, что таких мест в городе, стоящих на холмах, немало.

Правда, когда по мере развития технического прогресса человек поверил в свое всемогущество, ситуация стала меняться – сначала медленно и постепенно, но с каждым десятилетием наступление на природный ландшафт форсировалось и достигло к нашему времени масштабов настоящей войны со средой обитания. Киев стоит на зыбких, ненадежных грунтах, – об этом наслышаны практически все. Но вот чем именно чревато игнорирование этого факта, – знают немногие, а современные зодчие, и еще больше – застройщики, похоже, вообще не хотят задумываться на эту тему.

Известный ученый-гидрогеолог Вадим Рыбин на собрании Киевской организации Украинского общества охраны памятников культуры рассказал о своих опасениях, связанных с новым строительством в Киеве.

Уникальный по красоте киевский ландшафт чрезвычайно уязвим, он многократно нарушался экзогенными геологическими процессами – оползнями, оврагами, эрозиями рек и временных водотоков. Этим процессам активно способствовала, особенно в последние 200-300 лет, непродуманная деятельность человека в виде сплошной вырубки леса, строительства на склонах и вблизи них новых зданий и сооружений, – рассказывает Рыбин.

Грозным предупреждением для киевлян, считает ученый, должно быть обрушение в прошлые века алтарных частей Михайловской церкви Выдубецкого монастыря и церкви Спаса на Берестове, а в наше время – деформация сотен памятников архитектуры в исторической части Киева, аварийный сель в Бабьем Яру в 1961 г., обрушение здания Порохового погреба и обвал кровли подземного хода в Киево –Печерской лавре.

Киев стоит на территории, которая по градостроительным нормам мало пригодна для строительства, особенно высотного. Перепад высотных отметок на небольшой по площади исторической части Киева достигает 100 метров, причем треть этой территории является оползнеопасной и суффозионноопасной. Если к этому добавить просадочность лессовых грунтов на значительной территории города, распространение в нижней части склонов мелкозернистых обводненных песков, подъем уровня грунтовых вод на Печерске и территории древнего Киева до 6-10 метров, то такой “букет” грунтовых условий не имеет ни одна европейская столица, – отмечает Рыбин.

От современных застройщиков приходится слышать, что раньше сложные рельефы не застраивались из-за неразвитости техники и технологий, а сейчас в любом месте можно возвести высотку – главное поглубже забить сваи.

Но Рыбин предупреждает, что попытки освоить склоны с помощью современных технологий обречены на провал. Он нарисовал крайне неутешительную картину будущих перемен, спровоцированных строительством скандальной высотки в Мариинском парке, которая является не чем иным, как миной замедленного действия. На большом участке вырублены вековые деревья, за несколько лет их корни сгниют, перестанут удерживать грунт и поверхностное сползание горы будет неизбежным. В дальнейшем проявятся дефекты труб, подающих большое количество воды, и возникнет порочный круг: вытекание воды в грунт, деформация грунта и труб и еще большее вытекание. Это приведет к глубинному оползню. Глубокие сваи под зданием не способны выдержать оползневое давление, измеряемое многими тысячами тонн, так как опереть их не на что: под слабыми оползневыми массами залегает не скала, а слабый грунт. Поэтому оползень не пощадит ни этот дом, ни соседний – он будет разрушен или получит серьезные повреждения.

Желающим застроить Днепровские склоны, превратить Набережное шоссе и Почтовую площадь в выставку фантазий современных архитекторов, стоит помнить, что любое строительство на склонах рано или поздно приведет к непоправимым последствиям.

Любой дом в нижней части склона “подрезает” его. Это означает, что нарушается естественный, более или менее устойчивый режим функционирования склона. Как только происходит “подрезание”, склон становится неустойчивым и никакие подпорные стенки, а они слишком малые по глубине и высоте, не выдержат этого и со временем разрушатся. Более того, даже в процессе строительства начинается сползание склона, – предупреждает гидрогеолог.

Но проблемами чревато не только строительство высоток. Чрезмерное заглубление в землю тоже может подорвать хрупкое равновесие. Пример тому – залитые водой подольские повалы. Вода пришла туда из-за барражного эффекта, вызванного строительством метро, – поясняет Рыбин. Впрочем, осушить их можно, предварительно приведя в порядок водонесущие коммуникации. Но на Подоле нельзя сооружать подземные паркинги.

А вот планы обустройства “Художественного арсенала”, под которым хотят сделать подвал глубиной 13 метров, грозят уже необратимым. Даже сейчас на территории Киево-Печерского заповедника сложилась такая гидрогеологическая ситуация, которая ставит под вопрос само существование этого уникального комплекса. Если же “Художественный арсенал” заглубят, то грунтовые воды поднимутся, начнется проседание грунтов и разрушение близлежащих зданий.

Такие опасности подстерегают Киев, если будет продолжаться бездумная застройка склонов, которую не хочет или не может остановить городское руководство.  Единственное, что может спасти Киев, это радикальная смена столичной власти и постоянный контроль за ней, – считает Вадим Рыбин. Другого пути нет.