Сегодня уровень запасов природных ископаемых, умение их экономить, используя энергосберегающие технологии во всех отраслях хозяйства, — определяющие факторы существования современного общества. От них зависит будущее и настоящее, в котором важно не упустить шанс на дальнейшее развитие и совершенствование производственных объемов без изнурительного наращивания производственной базы.
О том, как обстоят дела в Украине с расходованием энергоресурсов, о перспективах энергосбережения своими размышлениями делится в недавнем прошлом зампредседателя Государственного комитета Украины по энергосбережению.
— Затраты энергии и материалов на производство товаров в нашей стране одни из самых больших в мире. Мы занимаем пятое место по количеству потребляемой энергии, в то же время по годовому наполнению валового внутреннего продукта (ВВП) замыкаем первую сотню.
К примеру, соседняя Польша потребляет газа в 6,5 раза меньше, чем Украина, но объем ВВП у поляков в 6 раз больше, чем у нас. На производство одной тонны продукции у нас затрачивается 1,8 т условного топлива, а в Польше — всего 0,2 т. 78млрд. кубометров газа, 50 млн. т энергетического угля, около 5 млн. т мазута — таковы объемы ежегодного потребления энергоресурсов в Украине.
— Какая самая энергозатратная отрасль в стране?
— Одной из них является металлургия, объем продукции которой в структуре отечественного промышленного производства достигает 30%. В среднем на тонну выплавки стали расходуется 450 кВт.ч электроэнергии и 200 кубометров газа, при этом в окружающую среду выбрасываются сотни килограммов и кубометров вредных веществ и соединений, в отвал идут сотни тонн шлаков.
Отстали в выплавке стали
— Больше половины стали в стране выплавляется в мартеновских печах с последующей разливкой ее в слитки, — продолжает г-н Паршин. — Потери металла по этой технологии превышают 20%, а подогрев слитков перед прокаткой требует значительных дополнительных затрат тепла. Все это стало причиной того, что практически во всем мире от мартеновского способа выплавки стали давно отказались.
Сталь в большинстве стран выплавляют в кислородных конверторах или в дуговых электропечах с последующей обработкой расплава и разливкой его в непрерывную заготовку. Такой способ позволяет экономить 30—50 кВт.ч электроэнергии на одну тонну продукции. Но ведь еще можно разливать сталь на машине непрерывного литья заготовки, что позволяет также экономить 30—35% энергии. В Украине всего 20% стали разливают таким методом. А в мире этот показатель колеблется от 85 до 95%.
Вообще более 70% металлопродукции у нас производится по устаревшим, энергозатратным технологиям. Энергоемкость металлургических предприятий в Украине в среднем в два раза выше, чем за рубежом.
— Импорт нефти и газа только подчеркивает необходимость разумного использования главного источника энергии, которым богаты недра Донбасса, — угля. Какие тут проблемы и перспективы?
— Потребление такого стратегического сырья, как уголь, на душу населения в Украине в 2—4 раза ниже, чем в странах Запада, в полтора раза ниже, чем в России, где мы закупаем газ и мазут. Цены на импортируемые энергоносители постоянно растут, и это подрывает конкурентоспособность отечественной продукции.
А ведь даже при интенсивном потреблении на уровне середины 80-х годов прошлого столетия только разведанных запасов угля хватит на 100—150 лет. Причем если потребности в газе и нефти за счет внутренних ресурсов наша страна может покрыть лишь на уровне 13—15%, то углем промышленность обеспечена на 90%.
Одной из реальных перспектив улучшения ситуации в отрасли является интенсификация использования вторичных ресурсов угледобычи, прежде всего шахтного метана. По его запасам Украина занимает четвертое место в мире после Китая, России и Канады, но утилизируется всего 4% из имеющихся 12 трлн. кубометров. А 2 млрд. кубометров ежегодно выбрасываются в атмосферу. Их, кстати, хватило бы для производства 9 млрд. кВт.ч дешевой электроэнергии и около 10 млн. гигакалорий дополнительного тепла.
Необходимо отметить, что в США ежегодно утилизируется 35 млрд. кубометров метана. Опыт показывает, что стоимость одного кВт.ч электроэнергии при использовании метана в качестве горючего в дизельных электрогенераторах в три-четыре раза ниже, чем на крупных теплоэлектростанциях.
— Что делается в этом направлении в нашей стране?
— 75 млрд. кубометров метана покоится в 38 угольных залежах Луганской области. На сегодняшний день одно из них уже приносит реальную пользу экономике края: 18 тыс. кубометров в сутки на свои нужды использует Лисичанский стекольный завод «Пролетарий».
Разведанные запасы метана позволяют вести промышленную добычу этого газа, решая тем самым две главные задачи — снабжение потребителей топливом и повышение безопасности труда горняков.
Метан как источник возможного благополучия
— К 2007—2009 гг. на Луганщине планируется довести добычу метана до 1,2 млрд. кубометров в год, что позволит полностью обеспечить потребности коммунально-бытового сектора и населения. Сейчас специалисты изучают проблему, после чего сделают заключение о возможности добычи рудничного газа на всей территории. Если они подтвердят, что метан можно добывать на промышленной основе, то будет разработан план его добычи в самом восточном регионе страны.
Шесть лет назад в Киеве состоялась презентация Центра альтернативных видов топлива (ЦАВТ), в планах которого — содействие разработке метана угольных месторождений Донбасса и привлечение инвестиций. Тогда планировалось внедрить международные стандарты оценки ресурсов метана, обеспечить основные технические и нормативные модели, базирующиеся на опыте американской метанодобывающей отрасли.
На презентации ЦАВТ было сказано, что если пилотный проект будет рентабельным, в Украине стартует широкомасштабная добыча метана из угольных пластов Донбасса.
Типовой проект на 200 скважин стоит около 80 млн. долл. Его внедрение позволит организовать добычу 3 млрд. кубометров метана в год.
Кроме того, попутная дегазация при угледобыче значительно повысит безопасность работы шахтеров.
Ежегодно при добыче угля в Донбассе из пластов выделяется до 4 млрд. кубометров метана. В шахтных котельных используется всего лишь 8% этого объема.
А ведь более 300 шахтеров ежегодно погибают из-за повышенной взрывоопасности.
В Украине немедленной дегазации подлежат как минимум 40% шахт, на которых существует угроза выбросов метана. При повышении уровня извлечения его за счет дегазации шахты на 15—20% уменьшится нагрузка на очистной забой, что позволит снизить затраты на вентиляцию, а значит — и себестоимость добываемого угля. Предполагается, что годовой экономический эффект в Донбассе может составить 400 млн. долларов.
Еще о резервах
— Что можно сказать о таких ресурсах, как энергия солнца и ветра?
— В мире на сегодня уже смонтировано около 30 млн. м солнечных коллекторов. Причем это касается не только стран с мощным потоком солнечной радиации. В Австрии, где климат весьма умеренный, на каждого жителя приходится по 13 м коллекторов.
В Донецке тоже налажено производство солнечных модулей, которые способны в течение среднего по продолжительности солнечного дня нагревать 350 л воды до температуры 60—65 градусов.
При круглогодичном использовании такое устройство экономит 5000— 7000 кВт.ч электроэнергии, что позволяет сберечь примерно 1,5т жидкого топлива.
Хорошо зарекомендовала себя в Крыму и Приазовье ветроэнергетика. Хотя у нас она пока на начальном уровне развития. Интересно, что в Германии общая мощность ветроэлектрогенераторов равна суммарной мощности Хмельницкой и Ровенской АЭС.
Биоэнергетика в будущем может составить значительную долю в общей структуре потребления в такой отрасли, как сельское хозяйство. Тем более, что при этом будут улучшаться экологические условия.
— Возвращаясь из будущего в настоящее, нельзя не вспомнить о коммунальной сфере.
— С точки зрения энергосбережения, самая сложная ситуация сложилась именно в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это самая неэффективная и затратная статья потребления. В то же время эта сфера одна из крупнейших по отмыванию денег. Есть ли еще такая отрасль, которая берет деньги с населения, не предоставляя при этом предлагаемых услуг, не имея договоров, актов выполненных работ и т. д.?
Экономия — перспектива или горизонт?
— Для примера приведу цифры, свидетельствующие о снижении потребления тепла, холодной и горячей воды после установки счетчиков. Экономия по предприятиям (их обследовано 194) составила: 31,4% за холодную воду, 46% — горячую, по теплу — 26,8%. Жильцы частных домов и квартир, установившие счетчики, сэкономили 14,3% за пользование холодной водой, 41,9% — горячей, 33,6% — за тепло.
А за счет внедрения энергосберегающих технологий и оборудования на государственных предприятиях, в бюджетных организациях и учреждениях потребление топливно-энергетических ресурсов за год сократилось в Севастополе на 71,72%, в Одессе — на 40,55%, в Запорожье — на 38,59%, в Харькове — на 38,54%, в Донецке — на 33, 64%.
Жизнь похожа на железную дорогу
— Есть еще одна отрасль, которая неотделима от использования энергии, — транспорт. Как обстоят дела здесь?
— Нужно отметить, что появляется отечественная железнодорожная техника, в конструкцию которой заложены энергосберегающие решения. Это относится в первую очередь к дизельным и электропоездам производства холдинговой компании «Лугансктепловоз». Более совершенное оборудование, микропроцессорная система управления, регулирования и диагностики — все это позволяет повысить коэффициент полезного действия машины, снизить расход топлива. Не зря конструкция базового вагона моторвагонного состава получила Государственную премию Украины в области науки и техники.
Во-вторых, идет процесс электрификации железных дорог, к примеру, участка Дебальцево — Луганск, что также будет способствовать снижению общих затрат энергии.
В-третьих, в локомотивном хозяйстве, в депо и на ремонтных заводах внедряются энергосберегающие технологии ремонта подвижного состава, изыскиваются резервы производства, более рационально используется оборудование. Да и вовремя сделанный ремонт помещений, котельных, трубопроводов способен принести солидную экономию тепловой энергии в отопительный сезон.