Не утихают страсти вокруг ставшей уже легендарной свалки промышленных отходов в запорожской балке Средняя, куда долгие годы вывозились отходы металлургического производства городских предприятий. А поскольку мы строим правовое государство, то в нынешней ситуации сразу вспоминается отчаянный призыв героя Георгия Вицина из “Кавказской пленницы” о том, что “советский суд — самый гуманный суд в мире”…
В наше время, чтобы охарактеризовать этот орган, достаточно изменить только одну букву — самый туманный суд в мире. Ибо никому не под силу понять логику многих судейских решений различных инстанций. Пример балки Средняя — очередное тому доказательство.
Недавно (7 и 10 апреля) страсти могли перерасти в силовой конфликт между формальными хозяевами части полигона ОАО “Днепроспецсталь” и подрядчиками — ООО “Регионпромсервис”, которые по решению суда вернулись на разработку отвалов. У заводчан было свое решение, которое запрещало это делать из-за окончания срока действия договора и невыполнения “Регионпромсервисом” природоохранных мероприятий. Силовых действий не произошло из-за присутствия журналистов, милиции и лично губернатора Евгения Червоненко. Он также выступал за правовое разрешение конфликта, обещая приложить все усилия, чтобы не пролилась кровь. Ведь за последние годы эксплуатации этого искусственного месторождения были сколочены огромные капиталы и пролилось достаточно крови многих непосредственных участников “золотой лихорадки” запорожского клондайка. Об этом старались не говорить, так как достоверную информацию получить было сложно, да и людская молва называла такие фамилии, что одно только их упоминание могло привести к печальным последствиям. Червоненко стал очередным губернатором, который вынужден был столкнуться с решением этой проблемы. Хотя, казалось бы, сливки с отвалов уже сняты. Дальнейшая эксплуатация требует больших затрат и, соответственно, получения меньшей прибыли. Правда, в народе до сих пор ходит молва, что где-то в заводских архивах была найдена информация о том, что в самом низу, под уже переработанной старателями породой, хранятся крупные залежи никельсодержащих слябов. И только это уже заставляет учащенно биться сердца не только романтиков, но и бизнесменов. Ведь на глазах запорожцев создавались капиталы именно на этом кладбище промотходов. Поэтому Евгений Червоненко сразу определил свое отношение к происходящему: “Я не хочу, чтобы здесь проливалась кровь. Шлаковые отвалы являются огромной раковой опухолью на теле Запорожья — как моральной, так и экологической. Мы будем добиваться, чтобы все, что происходит в хозяйственной деятельности на этих отвалах, было в законном налоговом поле”.
Если посмотреть со стороны на этот конфликт, не трудно догадаться, что для решения этой проблемы привлечены значительные юридические силы, которые до конца будут отстаивать свои интересы. Наверное, с этим связаны и решения судов. Каждый делает свою работу, а в результате раковая опухоль только разрастается…
За долгие годы работы промышленных предприятий Запорожья территория полигона достигла размеров в 230 гектаров, на которых скопилось свыше 300 млн. тонн отходов металлургического производства. Причем около 7% — это металлы годные к повторному использованию. Многотонные слябы напрямую отправлялись на переплавку, принося миллионные доходы первопроходцам. Причем в долларовом выражении. Более мелкими были доходы у простых запорожцев, которые вручную таскали на приемные пункты свой первоначальный капитал в виде кусков металла или некрупных слитков. В прошлом году дорылись до грунтовых вод, загрязнение которых вызвало угрозу для Днепра и прилегающей местности. Губернатор Юрий Артеменко запретил дальнейшие работы и обещал выставить милицейские посты. Срок действия аренды днепроспецсталевского участка полигона ООО “Регионпромсервисом” истекал в августе. Доработать не получилось. Начались судебные тяжбы.
Накануне очередного судебного заседания Евгений Червоненко на пресс-конференции искренне признался, как его в Киеве предупреждали, что “будет проклят тот, кто подойдет к свалке”. Было видно, что ему непросто разобраться во всех тонкостях юридического процесса, которые противоречили друг другу. У противоборствующих сторон были на руках судебные решения, а на 13 апреля было назначено заседание Хозяйственного суда Киева по иску ООО “Регионпромсервис” к ОАО “Днепроспецсталь” о запрете мешать хозяйственной деятельности и о пролонгации договора. Заводчане обвинили власть и правоохранительные органы в отсутствии четкой позиции к нарушителям из-за чего предприятие за пять дней (с 7 апреля) приостановки работ потеряло около 2 млн. гривен.
В свою очередь, Евгений Червоненко подчеркивал, что у него нет симпатий к какой-либо из сторон: “Все же знают, кто владелец “Днепроспецстали”. Ни Пинчук, ни Суркис, ни иже с ними никогда не могут быть моими друзьями по определению. Но я никогда не буду ни на стороне одних, ни на стороне других, потому что и те, и другие в жизни наделали мне много гадостей, когда я был в оппозиции…”.
Учредителями ООО “Регионпромсервис” называют киевских бизнесменов. Кто же конкретно вступил на тропу войны с хозяевами “Днепроспецстали” по-прежнему остается туманным вопросом. Ведь и самому заводу было под силу разрабатывать собственные отвалы и проводить при этом природоохранные мероприятия. Ведь именно из-за их нарушения и разгорелся конфликт. По крайней мере, официально. Навести окончательный порядок на свалке обещал предыдущий губернатор Юрий Артеменко, чье имя связывают с предпринимателем Константином Григоришиным, который также имеет прямое отношение к “Днепроспецстали”, где вместе с уже вышеупомянутыми магнатами обладает своей частью акций. Впрочем, ясно только одно, что “Регионпромсервис” просто так не получил бы допуск к техногенному месторождению.
В результате 13 апреля Хозяйственный суд Киева, по сообщению пресс-службы “Днепроспецстали”, отказал в исковых требованиях ООО “Регионпромсервис”, в результате чего конфликт приобретает новые правовые рамки. На этот раз в пользу “Днепроспецстали”. Но вот только положит ли это решение конец разборкам, сказать трудно. Наступившая неделя покажет, каким будет ответный ход подрядчиков и к чему приведет очередное юридическое решение. Опять к туману над балкой Средняя?