Конфликтная ситуация вокруг острова Змеиный актуальна уже по меньшей мере четырнадцать лет.
Бушующие революционные страсти затмевают другие важные для Украины политические события. Совершенно незаметно для общественности прошло первое заседание смешанной украинско-румынской пограничной комиссии, на которую правительства обеих стран возложили проверку совместной границы. С учетом усугубившихся между нашими странами давних спорных вопросов эта работа обещает быть непростой и растянуться на многие годы: последний раз данный участок кордона проверялся тридцать лет назад, а на реке Дунай работы вообще не были закончены — Советский Союз канул в Лету.
Подлежащий проверке участок достаточно велик — более 600 км. За последние годы природные катаклизмы, частые оползни и наводнения привели к постепенному его размыву, разрушению многих пограничных столбов, даже первоначальное местонахождение которых установить будет непросто, реки Тиса, Сучава частично изменили свои русла, а на Дунае появились новые острова. Но к переговорам и практическому обследованию местности стороны тщательно подготовились, в смешанную комиссию вошли эксперты МИД, пограничных служб, военные топографы, экологи и гидрографы. Делегацию нашей страны возглавил Борис Трегубов, 38 лет посвятивший охране рубежей страны, в том числе служивший на румынском участке. Именно под его руководством Украина успешно завершила проверку кордонов со Словакией, Польшей и Венгрией. С румынской стороны председательствует первый заместитель генерального инспектора румынской пограничной полиции Земфир Джанта. Опытный оперативный работник, переведенный в 2001 году в пограничную полицию из криминальной, большой дипломат и хороший аналитик — именно на него наши соседи возлагают немалые надежды по разрешению всех спорных территориальных вопросов. В самом начале встречи господин Джанта недвусмысленно дал понять, что «он надеется на конструктивную работу комиссии, что очень важно с точки зрения нынешних отношений между нашими странами и отношений в будущем».
Нужно отдать должное участникам переговоров: их первое заседание прошло в деловой, далекой от умышленного обострения ситуации атмосфере. Решено, что уже в начале следующего года пройдет совместная проверка границы по утвержденному плану. К рекогносцировке местности и гидрографическим измерениям приступят сразу, как только позволит погода, вероятнее всего, они будут проводиться с мая по сентябрь. За ремонт пограничных столбов специалисты возьмутся после схода снега, но на эту работу, как и на очистку пограничных просек, потребуется минимум два года. Замена погранстолбов будет осуществляться при обязательном присутствии представителя сопредельной стороны. Полностью проверить границу по реке Дунай в следующем году, судя по всему, не удастся, но с учетом пожелания румынской делегации такие работы все же начнутся. Впрочем, большинство дипломатов считает, что рациональнее завершить все работы на относительно бесспорных участках, то есть двигаться с запада на восток, а потом уже приступить к более сложным. В 2006 году начнется аэрофотосъемка местности, на основе которой будут изготовлены пограничные карты. Участники заседания договорились изучить технические возможности сторон с таким расчетом, чтобы исключить неоправданное дублирование при проведении некоторых видов работ. Например, карты местности вполне может изготовить одна страна, а, допустим, протоколы местонахождения и описания погранзнаков — другая, что позволит сэкономить немало бюджетных денег. В 2005 году смешанная комиссия планирует трижды заседать в полном составе, столько же раз встретятся эксперты. Но это все в идеале.
К сожалению, есть несколько подводных камней, которые могут тормозить предстоящие работы. Именно способностью обойти их и будет определяться профессионализм и мудрость членов смешанной комиссии. Обозначим основные противоречия.
Ситуация вокруг острова Змеиный крайне актуальна уже по меньшей мере четырнадцать лет. Украина по-прежнему считает его островом (что подтверждается международной конвенцией по морскому праву), вполне пригодным для жизни, а Румыния с таким же упорством рассматривает его как скалу. Закавыка в том, что если это все же остров, то он учитывается при разграничении шельфа и зоны. Существуют различия и в подходах к самому процессу делимитации. Украина за основу берет обменные листы министров иностранных дел СССР и Румынии и придерживается каждого его пункта, оппоненты же предлагают их пересмотреть, и, естественно, выдвигают более выгодные для себя измерения. Данная проблема не стояла бы столь остро, если бы не наличие в этом районе большого количества рыбных ресурсов, запасов нефти и газа. Впрочем, решение по данному вопросу примет Гаагский суд и, вероятнее всего, эта проблема пока не станет отвлекать смешанную комиссию.
Второе разногласие заключается в том, что, по мнению Румынии, с началом строительства судоходного канала Дунай —Черное море Украина нарушила межправительственное соглашение 1997 года, определяющее правила использования водными ресурсами, защиты их от загрязнения, сохранения русла пограничных вод, соблюдения таможенного и пограничного режима. По мнению румынских дипломатов, в результате проводимых работ нарушается исконное русло Дуная в Килийском гирле, что может привести к изменению госграницы. И хотя формально данный вопрос выходит за рамки компетенции смешанной комиссии, потому что его решением занимаются более высокие инстанции — внешнеполитические ведомства обеих стран, упреки, судя по всему, еще будут звучать неоднократно и прямо или косвенно отражаться на ходе гидрографических работ на Дунае.
В данном вопросе позиция украинской стороны сводится к тому, что ведь фактически в Килийском гирле строительство нового канала не ведется, а восстанавливаются условия для судоходного движения кораблей класса «река — море», приостановленного из-за многолетнего естественного замуливания. И углубление и очистка восьми подводных перекатов до глубины пять-шесть метров, как и укрепление берегов, не может привести к изменению главного навигационного фарватера, по которому и проходит кордон между нашими странами.
Третий спорный момент состоит в том, что после возникновения в 1991 году Республики Молдова до сих пор не определена северная точка стыка границ между Украиной, Румынией и Молдовой. А нет точки отсчета — нет и точных измерений.