Не успели международные группы Renova и SG Hambros озвучить стремление выйти на мировой титановый рынок за счет контроля над предприятиями Украины, как Кабмин решил консолидировать госактивы в этой отрасли. В принципе, наша страна довольно давно и не особо успешно пыталась объединить производителей титановой продукции и поставщиков сырья для нее. Но на сей раз, судя по жесткости заявлений чиновников, Кабинет Министров настроен всерьез.
Титаническое НАКостроительство
На прошедшей неделе вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев заявил, что правительство подготовило проекты постановлений о создании четырех национальных компаний в ряде отраслей. По его словам, новые НАК объединят государственные активы в электроэнергетике, а также сельскохозяйственном машино-строении, авиастроении и производстве титана.
Три из четырех проектов образования отраслевых НАК нельзя назвать совершенно новыми. Абсолютным диссонансом к этим уже наработанным проектам образования нацкомпаний выглядит намерение объединить госпредприятия в титановой промышленности. Это дело будет новым. Традиционно управление титановой отраслью разрывалось между тремя полюсами влияния — сырьевым, химическим и металлургическим. К первому относились рудники ГАК «Украинские Полиметаллы» (Иршанский и Вольногорский ГОКи), ко второму — производящие диоксид титана химические предприятия (крымская ГАК «Титан» и ОАО «Сумыхимпром»), к третьему — государственные производители титановой губки (Запорожский титаномагниевый комбинат), титанового проката (Никопольский южнотрубный завод), а также вторичного титана и его сплавов (Броварской завод порошковой металлургии и др.).
Несмотря на то что во всех других странах — производителях титановой продукции все три звена объединены в рамках вертикально интегрированных компаний, Украина решила пойти своим путем. Нынешний проект создания титановой НАК коснется лишь химического сегмента отрасли. По словам главы ФГИУ Михаила Чечетова, в состав новой компании планируется включить один из двух рудников титанового сырья (Иршанский ГОК), а также крымский «Титан» и «Сумыхимпром». Причины введения в состав новой НАК только одного рудника и химических заводов правительство пока оставило без комментариев. Как и то, почему проект консолидации титановых активов так удачно совпал по времени с пиком внимания зарубежных инвесторов к украинским производителям титанового пигмента.
Российские предложения сверху
До прошедшей зимы на титановом рынке СНГ доминировали независимые друг от друга предприятия — вышеперечисленные два украинских ГОКа и четыре завода, один российский ГОК (Малышевское рудоуправление «Росэнергоатома») и два завода («АВИСМА» и Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО), афилированные друг с другом), а также вертикально интегрированное казахстанское ОАО «Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат».
Аккурат накануне заявления украинского правительства о намерениях создать новую титановую госкомпанию на титановый рынок стран СНГ вышел новый крупный участник. Им стал входящий в группу «Альфа-банка» холдинг Renova, известный как крупный акционер международной нефтекомпании ТНК-ВР и совладелец российского алюминиево-кремниевого гиганта СУАЛ.
Выход Renova на титановый рынок сопровождался сообщением российской прессы о совершенной 25 февраля скупке предприятиями холдинга за $30 млн 5% акций единственного в России завода по производству титанового пигмента — ОАО «ВСМПО». Немного ранее, к концу 2003 г., близкие к Renova компании сконцентрировали в своих руках третий по весу пакет в 14,8% акций завода (42% акций ВСМПО принадлежат менеджменту предприятия, около 40% числится за московской Депозитарно-Клиринговой компанией), однако только в течение прошлого месяца в наблюдательном совете предприятия начали появляться представители Renova.
Кроме скупки акций ВСМПО, Renova на протяжении прошедшего месяца постаралась закрепиться и на рынке титанового сырья — в середине февраля холдинг заявил о покупке лицензий на разработку украинских Федоровского и Носачивского месторождений апатито-ильменитовых руд (лицензии на расположенные в Житомирской и Черкасской областях месторождения приобрело родственное Renova киевское ООО «Титаноапатитовая компания» (ТАКО)).
Украинские предложения снизу
Накануне предложения правительства Украины создать титановую НАК отечественные предприятия отрасли также проявляли небывалую доселе предприимчивость в поиске путей дальнейшего развития. В предыдущие годы такая активность наблюдалась разве что при выборе новых менеджеров внешнеэкономических операций (для ОАО «Сумыхимпром», например, им стало днепропетровское ООО «Альфа») и попытках подготовки стратегических соглашений с вероятными иностранными инвесторами (долгие годы таковым для Иршанского ГОКа была американская корпорация KerrMcGee). Но все эти инвестиционные прожекты материализовались лишь в несколько эмиссий корпоративных облигаций.
Однако к концу 2003 г. ситуация изменилась. Осенью прошлого года владеющая источниками титанового сырья госкомпания «Украинские Полиметаллы» обратилась к Президенту Украины с предложением ввести в свой состав ГАК «Титан». Затем в конце 2003 г. Леонид Кучма распорядился сделать наоборот — не включать «Титан» в состав «Украинских Полиметаллов», а изъять у последних Иршанский ГОК и передать его крымчанам. В феврале 2004 г. «Титан» обнародовал проект создания СП с британской компанией Peter Hambro Mining — представителем международной группы Societe Generale Hambros Privat Bamking (SG Hambros). В конце февраля Renova обнародовала свою причастность к разработке двух новых украинских месторождений титанового сырья и выступила с предложением создать свое СП с крымским «Титаном».
Ни Hambros, ни Flamming, ни KerrMcGee
Таким образом, накануне принятия решения о необходимости создания государственной компании в химическом сегменте отрасли правительство Виктора Януковича оказалось, мягко говоря, в достаточно сложном положении. Оно стало перед трудным выбором инвестора, который располагает серьезным финансовым ресурсом и действительно заинтересован в долгосрочном развитии титановой промышленности. Этим инвестором должны стать либо партнеры «Украинских Полиметаллов», либо предприятия группы SG Hambros, либо группа предприятий «Альфа-банк»/ Re-nova.
Последняя, безусловно, намного комфортнее других чувствует себя в Украине благодаря позициям нефтекомпании ТНК-ВР и тесной кооперации ряда других своих предприятий с политически весомой украинской ПФГ «Интерпайп». И, по всей видимости, это обстоятельство будет играть наиболее существенную роль при определении сроков или форм создания нового титанового объединения. Однако при выборе кандидатуры того, «под кого» организовывать новую государственную компанию в титановой промышленности, правительству придется учесть и то, что до недавнего времени позиции Renova в цветной металлургии стран СНГ ограничивались почти исключительно алюминиевой и кремниевой отраслями цветной металлургии («СУАЛ-Холдинг»). При этом позиции холдинга в этих отраслях в 90-е гг. выстраивались по принципу вертикальной интеграции всего отраслевого цикла. Но летом 2003 г. эта интеграция завершилась передачей большинства активов СУАЛа новому оффшорному холдингу Sual International, который был учрежден Renova и международным банкирским домом Flamming Family&Partners, — члену крупной международной финансовой группы Сhase Manhattan. По словам члена совета директоров Flamming Family&Partners Михаила Гарбера, известного в Украине благодаря активной работе созданной им в 90-е гг. нефтекомпании Sintez Oil, к началу 2004 г. доля Flamming в новом металлургическом объединении Sual Inter-national достигла 23%.
Ввиду таких обстоятельств вряд ли следует предполагать, что Кабмин всерьез займется поиском баланса между вероятными инвесторами. Скорее всего, сработает закон бюрократической логики и политической целесообразности — проект создания НАК усилит управленческую вертикаль в отрасли и на некоторый период заблокирует появление в Украине некоторых не совсем политически лояльных, но весьма богатых иностранцев.