Региональным властям и недропользователям следует раз и навсегда забыть о принципе "двух ключей". Этого положения, предполагающего совместную (федеральный центр + субъект) разработку минерально-сырьевой базы, в новом закона "О недрах" не будет. Об этом заявил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев на заседании фракции "Единая Россия" в нижней палате парламента. По словам главы тюменского регионального отделения партии, депутата Госдумы Вячеслава Тимченко, это — жесткая позиция правительства и обсуждать ее исполнительная власть страны не намерена.
"Министр отметил, что точка зрения регионов относительно "двух ключей" ему вполне понятна, но правительство считает, что этот принцип будет способствовать коррупционности на местах. Контроль за распределением месторождений и зависимость от федерального центра, а не от местных властей, даст гарантию, что недра не будут раздаваться под диктовку местных элит", — приводит мнение министра природных ресурсов Вячеслав Тимченко.
Кроме того, сырьевым регионам не следует ждать разделения месторождений на мелкие, средние и крупные. Ранее субъекты предлагали систематизировать участки недр именно таким образом, и в зависимости от этой градации распределять право их ведения: за регионами оставить разработку мелких и средних, за федеральным центром — крупных месторождений со стратегическими запасами. Однако министр это предложение не поддержал. Он не видит четких критериев, по которым это разделение можно было бы провести. По мнению Трутнева, в результате доразведки мелкое месторождение может неожиданно перейти в разряд крупных. В этом случае придется либо забирать лицензию у компании-владельца и передавать месторождение в ведение федерального центра, либо оставлять все как есть и тем самым нарушать заложенную в законе норму. Получается, что в случае разделения месторождений на мелкие, средние и крупные у недропользователей не будет стимула проводить доразведку, говорит Тимченко.
Однако полностью забирать право участия регионов в разработке месторождений федеральный центр не намерен.
"Скорее всего, за федеральным центром будет законодательно закреплено право владения природными ресурсами, но вопрос о предоставлении их в пользование будет передан федеральным агентствам МПР, находящимся в регионах. Это сократит бюрократический механизм и время хождения в Москву. Регионы и сейчас принимают участие в распределении недр путем участия в работе лицензионных комиссий, но чтобы эти комиссии были ближе к месту выдачи лицензии, министр полагает, что МПР будет наделять соответствующими полномочиями свои региональные отделения, в которые войдут представители субъектов", — говорит депутат Госдумы Вячеслав Тимченко.
Кроме того, из нового закона исчезнет конкурсная форма предоставления лицензий, останется только аукцион.
"Конкурс — достаточно коррупционный механизм. Вопросами организации и подготовки аукционов будут заниматься агентства по недропользованию на местах, — подчеркивает Тимченко. — Вместе с тем, в законе прописано, что в отдельных случая может проводиться и бесконкурсное предоставление права разработки месторождений, если это будет соответствовать национальным интересам государства".
Министр предложил депутатам одобрить законопроект в первом чтении, заседание по этому спорному документу намечено уже на 2 ноября. Пока не известно, как проголосует по проекту закона дума, и какие рекомендации относительно этого документа даст комитет по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы. Его председатель Наталья Комарова в разговоре с корреспондентом "Вслух.Ру" подчеркнула, что голосование по этому вопросу в рамках комитета намечено на 20 октября.
Комарова допускает, что законопроект будет принят думой в первом чтении, но ко второму "подходу" этот документ должен претерпеть существенные изменения.
"На итоговом заседании рабочей группы вместе с официальным представителем правительства РФ в Госдуме мы планируем определить направления, по которым будем дорабатывать этот законопроект. Обсуждаться будут вопросы полномочий федерации и субъектов РФ по управлению и недропользованию, надежность предлагаемого введения гражданско-правовых отношений, нормы, которые могли бы существенно повлиять на главную проблему — восстановление минерально-сырьевой базы РФ, приоритеты, которые необходимо обеспечить государству в целях стимулирования геологоразведочных работ", — говорит Комарова.
По ее словам, для того, чтоб закон заработал, необходимо внести большое число поправок в уже действующее законодательство.
"Ряд статей закона "О недрах" наталкиваются на нормы другого законодательства, но это не катастрофа, это нормальная практика. Мы понимаем, что иначе закон не заработает", — говорит глава комитета по недропользованию.
Между тем, регионы весьма вяло участвовали в обсуждении этого принципиального, особенно для сырьевых субъектов, документа. По словам Натальи Комаровой, к первому чтению в Государственной думе в комитет по недропользованию поступило всего 5 отзывов из российских регионов, которые законодательно могут быть приняты к рассмотрению в нижней палате.
Для учета рекомендаций, региональным властям нужно было лишь правильно их оформить и подать в отведенные законом сроки. В результате комитет по недропользованию принял к рассмотрению 3 отрицательных ( Удмуртия, Иркутская область и Хабаровский край) и 2 — положительных (Тюменская и Омская области) отзыва. Главные сырьевые регионы в процесс обсуждения закона включены не были: Ямал направил в думу отрицательную рецензию только от своего законодательного органа (тогда как по закону необходима единая позиция заксобрания и администрации), а Югра и вовсе не стала отсылать в нижнюю палату парламента свой аналитический документ, говорит Наталья Комарова. В Государственной думе уверены, что все замечания от субъектов поступят в нижнюю палату ко второму чтению.