Ежегодные потери от природных катастроф в мире достигают 20 млрд. долл., в том числе по России – 4 млрд. долл., что составляет пятую часть годового бюджета страны (по состоянию на 1998 г.). Еще больше потери от техногенных катастроф. Так, за последние 20 лет потери населения России составили свыше 4 тыс. человек.
В чем же причина участившихся природно-антропогенных катаклизмов?
Многим природным катастрофам человек "помогает" сам. Так, 90% лесных пожаров происходят по вине человека, лишь 10% – от молний. Норвежские ученые утверждают, что при нынешних темпах изменения климата ледовый покров Арктики ежегодно уменьшается на 3-4% и к концу столетия на месте Северного полюса будет плескаться море. Потепление коснулось и некоторых регионов России – в Прибайкалье и Забайкалье, в Средней Сибири за последние 100 лет среднегодовая температура поднялась на 3,5 градуса. В целом за прошедшее столетие повышение средней годовой температуры воздуха на территории, расположенной вне зоны вечной мерзлоты России, составило 0,9 градуса (1,3 и 0,3 градуса для холодного и теплого сезонов соответственно).
Конец ХХ века "наградил" Россию целым рядом техногенных катастроф. Их причина очевидна – стареющая инфраструктура, в том числе нефте- и газопроводы, водопроводы, гидросооружения, объекты энергетики, транспорт, авиация, подводные лодки…
В России, по данным Минэнерго, эксплуатируется 157 тыс. км газопроводов, 49 тыс. км нефтепроводов, 22 тыс. км продуктопроводов. 36% этих трубопроводов находится в аварийном состоянии – они находятся в эксплуатации более 35 лет (при нормативном сроке службы 30 лет). Износ промысловых трубопроводов достигает 75%. Столь "преклонный" возраст трубопроводной инфраструктуры увеличивает риск их эксплуатации, ведь более 40% аварий приходится на трубопроводы, прослужившие 20 и более лет. В связи с освоением углеводородных ресурсов российского арктического шельфа опасность аварий на существующих трубопроводах (в частности Ямал-Европа) еще больше обостряется, а средств у государственного предприятия "Транснефть", как обычно, не хватает.
В центре Москвы до сих пор эксплуатируются керамические водопроводы, построенные в конце XIX века. На их обновление средств у Мосводоканала нет – в этом одна из причин утечек воды в подземных коммуникациях. Как следствие – высокое водопотребление (в пересчете на одного москвича – около 600 литров в сутки), подтопление подвалов, становящихся рассадником комаров, различных болезней. Более 30% территории столицы подвержено подтоплению.
Особую опасность представляет все усиливающаяся сырьевая направленность экономики России. Доля сырьевого сектора в структуре промышленности сегодня достигает 70%, в отдельных регионах эта величина достигает 90-98% (20 лет назад эти цифры были вдвое ниже). Более 60% ежегодно нарушаемых хозяйственной деятельностью земель – результат геологоразведочных работ, добычи и переработки полезных ископаемых. Первые три места в структуре промышленных отходов занимают нефтедобыча, цветная металлургия и газовая промышленность. За ними следуют черная металлургия, химическая промышленность и целлюлозно-бумажное производство.
Одной из самых нарушенных территорий в результате 20-летней эксплуатации нефтяных месторождений стало Среднее Приобье. Здесь 70% соединенных между собой нефтяных площадок возведено на искусственно созданных островах среди болот. Это привело к развитию опасных геоэкологических процессов (загрязнение территории нефтью, буровыми растворами, содержащими соли тяжелых металлов, разливы засоленных пластовых вод, изменение гидрологического режима водоемов, образование техногенных пустошей, сокращение биоразнообразия и т.д.). По данным Г.А. Приваловской (Институт географии РАН) откачка за последние десятилетия из недр Западной Сибири 5,7 млрд. тонн нефти обернулась проявлением наведенной сейсмичности, т.е. землетрясениями техногенного происхождения. А это еще один фактор, способствующий авариям на трубопроводах.
В результате увеличения закачки воды для увеличения добычи черного золота в нефтесодержащие пласты, особенно на последних стадиях эксплуатации месторождений, возрастает обводненность извлекаемой нефти. На конечных стадиях нефтедобычи извлекаемое сырье на 95-98 % состоит из коррозионно-агрессивной воды. В этих случаях рост коррозии нефтеоборудования приобретает скачкообразный характер и лавинообразно нарастает число техногенных аварий.
В целом, несмотря на 50-процентный спад промышленного производства в России в 1990-е годы, загрязнение атмосферы уменьшилось лишь на 12%; в полтора раза возросли удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВВП. Около 40 млн. россиян проживают в районах, где концентрация вредных веществ в суточных пробах воздуха в 10 раз и более превышает ПДК.
Человек воздействует на климат, но и климат влияет на человека, и не только посредством природных катаклизмов. Растет неравномерность в выпадении атмосферных осадков (зачастили кратковременные ливни), все теплее становятся зимы, все дальше к северу продвигается земледелие на российском Севере. Что это сулит нашей стране? К чему готовиться службам МЧС? Какие коррективы необходимо внести в планы перспективного социально-экономического развития страны?
Ответы на эти непростые вопросы в целом положительны для России – самой холодной стране мира. На мой взгляд, следует использовать процесс начавшегося глобального потепления для реализации национальных интересов. В первую очередь надо понять, что российский Север – наш главный природный потенциал и поставщик ресурсов. Необходимо создавать соответствующую агротехнику (институты, учреждения), ориентированные на неминуемое продвижение зоны земледелия на Север; готовить для этих целей ученых и специалистов.