То, чего в Украине так боялись, и во что до последнего не верили, особенно члены некомпетентного уволенного правительства – начало происходить. Северный газопровод оказался только первым кирпичом в новой энергетической политике России. Теперь в Европу и даже дальше поплывет российский газ другими путями. Самая модная тема в нынешних США, где ищут возможности массово инвестировать в подобные проекты, а именно технология сжиженного газа – бурными темпами развивается в России.
Интрига вокруг Штокмана
Полгода назад количество претендентов на Штокмановское месторождение включало 11 ведущих мировых фирм. Российский гигант ОАО «Газпром» планировал в течение полугода выбрать из предварительного списка (short-list) две-три компании для формирования консорциума по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Консорциум по разработке будет сформирован в первом квартале 2006 года. 15 сентябряљ “Газпром” объявил о намерении огласить предварительный список претендентов на участие в освоении Штокмановского месторождения, с которыми он будет вести переговоры о вхождении в проект. Штокмановское месторождение расположено на шельфе Баренцева моря, доказанные запасы месторождения составляют 3 трлн. куб. м газа. Стоимость освоения, включая завод по сжижению газа (СПГ) – первый такой мощности на территории России) могут составить около 30 млрд. Свои заявки на участие в этом проекте подали 11 компаний — американские Chevron, ConocoPhillips, Exxon Mobil и Sempra Energy, норвежские Hydro и Statoil, японские Mitsui, Sumitomo и Mitsubishi, англо-голландская Shell и французская Total. Как и вокруг любого крупного проекта, масс-медиа и пресс-службы компаний подогревали интригу. Например, источник в “Газпроме” рассказал Reuters, что в пятницу будут объявлены пять претендентов на участие в разработке Штокмановского месторождения. В Statoil и Shell “Ведомостям” сказали, что им ничего неизвестно заранее о решении “Газпрома”. В Total дать комментарии отказались. Вице-президент Hydro Бенгт Ли Хансен заявил, что ему ничего не известно о выборе “Газпрома”.
Впрочем, он отметил, что его компания предоставит буровую установку для бурения оценочной скважины на Штокмановском месторождении. При этом компания выступит оператором буровых работ на скважине. Хансен надеется, что этот контракт станет “хорошей возможностью для укрепления нашего сотрудничества” с “Газпромом”. Близкий к “Газпрому” источник парирует, что контракт с Hydro на бурение оценочной скважины — это техническое решение, которое касается одной скважины. “Из этого не стоит делать далеко идущих выводов”, — заявил другой источник, но уже газеты “Ведомости”.
Эксперты оценили как наиболее вероятных претендентов на попадание в список компании из Норвегии и США, а также Shell. Норвежские претенденты интересны “Газпрому” имеющимися у них технологиями по строительству и эксплуатации СПГ и опытом работы на схожих шельфовых месторождениях. Кроме того, их компании предложили российскому концерну участие в собственных месторождениях на шельфе, и помогут с проникновением в те сектора европейского газового рынка, которые пока для газовой монополии остаются закрытыми, в том числе из-за конкуренции с норвежцами. Кстати говоря, Норвегия – единственный конкурент России на европейском газовом рынке.
Американцы помогли бы облегчить выход на местный рынок сжиженного газа и привлечь дополнительное финансирование. Еще один наиболее вероятный претендент — Shell. “Газпром” давно сотрудничает с этой компанией и собирается стать партнером в проекте “Сахалин-2”, где тоже предполагается строить завод СПГ.
Вдогонку украинским и немецким выборам
16 сентября љ«Газпром» опубликовал предварительный список претендентов на участие в освоении Штокмановского месторождения, с которыми он будет вести переговоры о вхождении в проект. љВ «шорт-лист» попали две норвежские компании Norsk Hydro и Statoil, две американские и Chevron, ConocoPhillips, а также французская Total, передает корреспондент «Полит.ру». Ожидается, что участие американских компаний поможет облегчить выход на местный рынок сжиженного газа и привлечь дополнительное финансирование. Кроме того, в рамках проекта предполагается построить завод СПГ.
Ожидавшееся объявление короткого списка (short-list’а) претендентов на освоение Штокмановского месторождения – одного из крупнейших в мире (3,2 трлн куб.м), расположенного на шельфе Баренцева моря, означает новый этап в развитии «Газпрома». љСамый наукоемкий проект «Газпрома» (проект по сжижению газа в таких масштабах требует очень высокой технологической насыщенности, до сих пор недоступной для газовой монополии) и самый важный по объему инвестиций ( их сумма достигает 30 млрд.), должен был показать вектор «Газпрома», его намерение двигаться дальше на новые рынки сбыта.
Такая ясность кажется внесена – первоочередной целью определен американский рынок. Для поставок на него «Газпром» намерен создать инфраструктуру крупного завода СПГ( рассматривается два варианта – один подводное обустройство месторождения с управлением морскими сооружениями с берега) и морская платформа (на самом деле – каскад платформ) Для самого завода СПГ рассматривается несколько возможных площадок, используя элементы инфраструктуры ВМФ, или строительство плавучего завода СПГ. СПГ является очень модной темой мирового газового рынка, его mainstream’ом. В 2004 год на мировом рынке было продано количество СПГ, эквивалентное 180 млрд. куб.м газа, что соспоставимо с объемами российского газового экспорта. До создания газового консорциума трудно говорить о сроках, во всяком случае представителей «Газпрома» можно было понять, что к 2010 году они планируют начать поставки газа на американский рынок.
Для того, чтобы доставлять газ на американский рынок понадобятся специальные суда ледокольного класса ( их еще предстоит построить, и финские судостроители уже обхаживают коридоры «Газпрома» на предмет контрактов.). љОднако, необязательно, что в США пойдет сразу газ именно со Штокмана. Практика газового рынка такова, что по схеме похожей на схему замещения нефти, можно поставлять газљ с других месторождений, замещая его в поставками в другой точке пространства. Именно по такой схеме «Газпром» отправил первый танкер в США, с завода СПГ British Gas и продал Shell, для последующей реализации на американском рынке.љљљ
Подводя итоги объявленного short-list’а по Штокмановскому проекту можно сказать, что в случае завершения строительства СПГ в сочетании с завершением строительства Северо-европейского газопровода, «Газпром» сможет решить все свои проблемы с газовым транзитом по территории Украины и Белоруссии. 55 млрд.куб.м сможет быть отправлено по подводному газопроводу через Балтику, еще 22,5 млрд.куб.м планируется перерабатывать на заводе СПГ (после завершения это цифра составит 68 млрд.куб.м), а это сопоставимо с объемом украинского транзита.
Если поставки «Газпрома» пойдут по схеме замещения в США вместо норвежского газа (а скорее всего две норвежские компании войдут в консорциум обязательно), то российский газ в Европе смогут заменить норвежцы, избавив «Газпром» от необходимости нести неэкономические издержки по транзиту газа по украинской территории.
Большая политика
Как уже известно, выборы в Германии завершились тупиковым результатом. Сегодня рассматриваются самые фантастические варианты коалиции. Однако, очевидно что Герхард Шредер добился своей цели – если не выиграть, то уж так все запутать, чтобы снова оказаться на коне. Что и было им продемонстрировано с высоким политическим мастерством. Впрочем, г-жа Меркель, несмотря на явное желание проводить проамериканскую и пропольскую политику в Восточной Европе – все равно сталкивается с «подсаженной» на российский газ Германией, альтернативы которому нет.
Тем не менее, Северный трубопровод, чье активное воплощение в жизнь начало претворяться в жизнь сразу после того, как Кремль выяснил что в Украине по поводу газотранспортного консорциума (потенциальной российско-украинской панъевропейской монополии!) больше НЕ С КЕМ разговаривать (дикие танцы будут продолжаться вечно). Проект сразу принес 2 млрд. долларов инвестиций, посрамивших критиков, утверждавших, что в России застой. Российско-немецкое партнерство теперь подкреплено еще и российско-норвежским. Что-то есть в этом символическое. В далекие средние века норвежская династия породила Русь, потом осталась на троне Московии, теперь – две крупнейшие энергетические державы Евразии строят трансатлантический маршрут, который вполне способен посадить на крючок еще и США (сегодня на нем уже сидит Китай).
До 2005 г. никто не мог предположить, что Россия способна усиливаться вне тесного партнерства с Украиной. Однако, как видим, текущий год не прошел для Москвы зря – ее новая внешняя политика грозит нам в Украине небывало тяжелыми последствиями, по сравнению с которыми даже круги ада в 90-е годы могут показаться «старыми добрыми временами». Хотелось бы надеяться, что новый украинский премьер справится с хотя бы минимальными задачами обеспечения нашей энергетической безопасности. К сожалению, мы, по-видимому, окажемся перед вынужденной необходимостью вновь лицезреть некое лицо на посту главы МИД….Поэтому вряд ли стоит удивляться, что тот газ, который еще будет идти через Украину в Европу в следующем году, очень скоро пойдет по турецкой территории. Сегодня об этом ведутся очень активные переговоры.