Куда можно пускать иностранный капитал, а куда ни в коем случае – над этим вопросом сейчас бьется российское правительство. И бьется не зря. В то время, как российская экономика задыхается от недостатка инвестиций, национальный капитал еще недостаточно силен и активен, а иностранные инвесторы опасаются входить в Россию, не видя порой четких правил игры. Сорвавшееся в последний момент поглощение немецким концерном Siemens "Силовых машин" или злоключения алмазного гиганта De Beers – лишь наиболее известные примеры из серии несостыковок национальных интересов и интересов западного бизнеса.
Минэкономразвития и Минприроды РФ уже приступили к подготовке поправок в законодательство, устанавливающих перечень ограничений на участие иностранного капитала в стратегически важных отраслях. К 1 ноября проекты законов должны быть уже внесены в Госдуму. В частности, Минприроды со своей стороны должно было определить критерии, при которых участки недр относят к стратегическим месторождениям, и, следовательно, ограничивают участие иностранцев при их разработке. Соответствующий проект поправок к закону о недрах был на днях подготовлен и представлен в правительство.
Читайте также "Стратегический вопрос России: иностранные инвесторы или абсолютный суверенитет?"
В поправках сформулированы три критерия. Первый – содержание на участке недр видов дефицитных для РФ полезных ископаемых независимо от величины балансовых запасов. К таким участкам будут отнесены месторождения, содержащие уран, алмазы, особо чистый кварц и редкие земли иттриевой группы. Второй критерий касается величины запасов полезных ископаемых на участках недр. К категории "стратегических" могут быть отнесены месторождения с запасами нефти свыше 150 млн. т., газа – свыше 1 трлн. куб. м, более 700 тонн по золоту, меди – свыше 10 млн. т. Третий критерий – расположение участков на землях оборонного комплекса, когда их разработка влияет на оборону и безопасность государства.
Выбор видов месторождений, однозначно закрытых для иностранцев, не случаен. Охраняется именно то сырье, которое критически важно для обеспечения безопасности страны и запасы которого ограничены.
«У нас в стране можно назвать очень узкую группу видов минерального сырья, по которым мы чувствуем себя уверенно: газ, уголь, медь, никель, платиноиды и еще два-три вида», – сказал «ПРАВДЕ.Ру» Николай Чаплыгин, заместитель директора Института проблем комплексного освоения недр Российской академии наук (ИПКОН РАН), говоря о ресурсах, по которым у России есть запасы, перспективы развития сырьевой базы и сильные позиции на мировом рынке. С остальным сложно, отмечает Чаплыгин.
Рентабельных урановых месторождений в России практически нет, уверен Чаплыгин. «И мы не можем удовлетворить потребности страны за счет добычи этого вида минерального сырья со своих месторождений», – сказал он, отметив значительную потребность атомной отрасли в этом сырье.
Та же ситуация с особо чистым кварцем. «Качественное кварцевое сырье для стекольной промышленности у нас уже в дефиците, – говорит Чаплыгин. – А оптический кварц для оборонки – тем более».
С алмазами пока дела обстоят чуть лучше. Но и здесь в среднесрочной перспективы неизбежны проблемы – «новых разведанных месторождений в России нет», – сказал замдиректора ИПКОН. По его словам, к 2015 году выбывают запасы, предназначенные для открытого способа добычи, и «надо переходить на подземный способ, который уступает по интенсивности». Следовательно, после 2015 следует ожидать сокращение объема добычи алмазов.
Не удивительно, что иностранцев так и не пустили в алмазную отрасль. «De beers предпринимал усилия и даже имел контрольный пакет акций на разработку месторождения трубки "Архангельская"», – напоминает Чаплыгин. Но потом, как известно, De Beers пришлось уйти из России.
Что касается редкоземельных ископаемых, то здесь в законопроекте могла быть допущена ошибка. Этого не исключает Николай Чаплыгин. «Что касается редких земель, то у них как таковых месторождений нет. Они извлекаются как попутные полезные компоненты при разработке других месторождений сырья, совершенно не стратегических видов. И здесь уже все зависит от желания владельца месторождения», – говорит эксперт. Таким образом трактовка законопроекта о «редких землях» может быть неверно истолкована и иностранцы смогут получить обходной доступ к этому виду сырья – было бы желание.
В целом же, законопроект – цивилизованная мера регулирования. "Если страна является достаточно крупной и является хоть каким-то центром силы, то она, как правило, не позволяет ненациональным компаниям свободно разрабатывать эти месторождения", – сказал "ПРАВДЕ.Ру" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.
В Минприроды тоже ссылаются на зарубежный опыт. "Американское законодательство вводит аналогичные ограничения по отношению к иностранным инвесторам", – сказали в министерстве, отметив, что подобные меры приняты во всех развитых странах.
До появления законопроекта, в России вообще не было понятия "стратегическое месторождение", отметили в министерстве, подчеркнув, что на сегодняшний день среди них обособляются лишь "уникальные" или "крупнейшие".
Разработчики законопроекта ожидают нормальной реакции на документ со стороны иностранных инвесторов. Большинство иностранных инвесторов с одобрением относятся к этой идее, уверены в министерстве. "Эти ограничения так или иначе ранее происходили, но без нормальной мотивации", – сказали "ПРАВДЕ.Ру".
Инвесторов должно успокоить и то, что обратной силы закон не имеет. "По тем проектам, в которых иностранные инвестиции участвуют в иных долях, чем это указано в проекте закона, – сказал наш источник в министерстве, – никаких ограничений быть не может и формат отношений с ними меняться не будет".
Николай Чаплыгин согласен с такой постановкой вопроса: "На тот срок, на который эти контракты заключены, условия не должны меняться, – сказал он "ПРАВДЕ.Ру".
Вместе с тем, замдиректора ИПКОН задается другим, более сложным на его взгляд вопросом: оценка целесообразности, оснований, причин, по которым допускать или не допускать иностранцев. «На сегодняшний день, насколько я знаю, никаких обоснований на этот счет не находится», – говорит эксперт.
Чаплыгин отмечает отсутствие достаточных инвестиций внутри России на разработку этих видов минерального сырья: «в условиях слабости российского промышленного капитала, вопрос о допуске иностранных инвестиций приобретает чисто теоретический смысл». «Если у нас самих не хватанет средств и мощи, чтобы самим извлечь это сырье и пустить его на рынок, то почему нас должен волновать вопрос, а можно ли допускать сюда иностранный капитал, – говорит он. – Значит, эти богатства будут нетронуты, останутся в туне. И оттого, что их у нас много, нам от этого будет ни жарко, ни холодно, если мы не можем их активизировать».