В 2004 году нефтегазовая отрасль страны в очередной раз улучшила показатели добычи, переработки и экспорта. Крайне благоприятная для экспортеров ситуация на мировых рынках энергетического сырья помогла России существенно укрепить финансовое положение. Но назвать минувший год успешным все же не позволяют многочисленные "но".
Уничтожение "ЮКОСа". Ужесточение налогового пресса и усиление государственного давления на бизнес. Закулисные игры с продажей "Юганскнефтегаза", неясность перспектив обещанного властями присоединения "Роснефти" к "Газпрому". В очередной раз отложенная реформа газовой отрасли. Изгнание иностранных инвесторов из проекта "Сахалин-3" и намеки на ограничение допуска иностранцев к углеводородным ресурсам страны в будущем. Отсутствие законов, внятно излагающих новые правила игры на российском нефтегазовом поле. Все это отнюдь не способствовало работе на перспективу.
В результате замедлились темпы роста нефтедобычи, снизилась и без того слабая инвестиционная активность. Компании свертывали буровые работы и не торопились осваивать новые месторождения. Приобретение уже сформировавшегося бизнеса и долей участия в имеющих крепкие рыночные позиции компаниях, а также скупка на аукционах участков недр – вот, пожалуй, и все, что еще было способно пробудить интерес представителей частного нефтегазового бизнеса.
Куда более уверенно чувствовали себя государственные компании. Это помогло "Транснефти" расширить мощности Балтийской трубопроводной системе, а "Роснефти" – стать владельцем "Юганскнефтегаза", одного из крупнейших нефтедобывающих предприятий страны.
Похоже, что развитие нефтегазового бизнеса в России в течение всего прошлого года продолжалось в силу инерции, подогреваемой уникально благоприятной для экспортеров энергетического сырья конъюнктурой рынков. Поэтому говорить об успехах отрасли вряд ли уместно. Это, скорее, удачное стечение обстоятельств. Для отрасли в целом, но отнюдь не для всех ее компаний.
В 2004 году добыча нефти и конденсата в России достигла очередного рекордного рубежа – 458,8 млн тонн. Так много в постсоветской истории наша страна еще никогда не добывала.
Предыдущий рекорд, взятый годом ранее, превзойден на 8,9%. И это первый тревожный звонок: начиная с 1999 года, когда отрасль начала выходить на положительную динамику добычи, темпы роста шли по возрастающей (от 0,5% в 1999 году до 11,0% по итогам 2003 года), теперь же отмечен спад. Причем, не только в процентах, но и в абсолютном выражении: в 2004 году прибавка составила 37,5 млн тонн, а годом ранее – 41,7 млн тонн.
Конечно, снижение темпов роста можно объяснить естественным затуханием динамики: не может же она расти до бесконечности. Но ведь в прошлом году мировые цены на нефть поощряли и добычу из нерентабельных в обычных условиях скважин, и использование для экспорта дорогого железнодорожного транспорта. Можно не сомневаться, что все внутренние резервы для прибыльного экспорта компаниями были использованы. Выходит, решающую роль в активизации добычи сыграл внешний – ценовой – фактор, а вовсе не целенаправленное укрепление производственной базы нефтедобычи.
По данным Минпромэнерго, в прошлом году было введено в эксплуатацию 21 месторождение с суммарной проходкой в эксплуатационном бурении около 145 тыс.м. Из них 9 месторождений введены "Татнефтью", 4 месторождения – "ЛУКОЙЛом", 3 месторождения – ТНК-BP. Но это небольшие месторождения, ввод которых практически не отразился на уровне добычи: в прошлом году они дали немногим более 150 тыс. тонн.
В 2004 году российские НПЗ получили 209,3 млн тонн нефти, на 3,7% меньше, чем годом ранее. При этом переработка выросла на 3,1%. Этот кажущийся парадокс имеет вполне обыденное объяснение: ВИНК стали меньше использовать железнодорожные терминалы своих НПЗ для экспорта нефти.
Но темпы роста переработки в минувшем году в 2,5 раза отставали от роста добычи. Столь существенная разница свидетельствует о том, что поставки на заводы шли по остаточному принципу – пользуясь благоприятной конъюнктурой, нефтедобывающие компании стремились как можно больше сырья отправить на экспорт.
К тому же ни сами предприятия, ни рынок не были готовы к значительному росту производства и предложения нефтепродуктов.
В 2004 году несколько улучшилась структура продукции российских НПЗ. Впервые за многие годы мазут перестал быть основной по объему продукцией наших заводов. Теперь это дизельное топливо. Немного выросло производство автомобильного бензина и авиационного керосина.
Улучшилось и качество производимых моторных топлив. По данным Минпромэнерго РФ, доля высокооктановых бензинов в общем выпуске автомобильного бензина за январь-ноябрь 2004 г. возросла до 57,9% против 54,3% в 2003 г.; дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% произведено 93,86% (92,14% – 2003г.), в том числе с содержанием серы до 0,035% – 5,33% (2003г. – 2,88%).
Большой головной болью для экономики страны стал стремительный рост цен внутреннего рынка на нефтепродукты. По данным официальной статистики, в 2004 году отпускные цены российских НПЗ выросли на 65,4% (средний показатель роста по всем отраслям промышленности – 28,3%). Больший рост цен дала в прошлом году только газовая промышленность.
Изучением этой проблемы занимались практически все ветви власти. В качестве основных причин называются рост стоимости нефти на мировых рынках, связанное с ним увеличение налоговой нагрузки на российских нефтяников, злоупотребление нефтяных компаний доминирующим положением на региональных рынках.
Показательно, что в декабре, по экспертным данным, российская нефть на внутреннем рынке подешевела вдвое – до $11,2 за баррель. Но цены на нефтепродукты снизились незначительно, да и то после личного вмешательства В.Путина, который специально встречался по этому поводу с главой "ЛУКОЙЛа".
Если снижение цен на сырье свидетельствует о перенасыщении рынка, то высокие цены на нефтепродукты – это признак недостаточной насыщенности рынка. Похоже, отечественным НПЗ, многие из которых изрядно отстали от технического прогресса, все труднее поспевать за растущим спросом потребителей на высококачественное топливо.
Как и годом ранее, в 2004 году высокие цены на нефть стимулировали нефтяников развивать экспорт. Но кроме "пряника" государство – вольно или невольно – использовало и "кнут" в форме привязки налогообложения нефтедобычи к уровню мировых цен. В таких условиях расширять экспорт нефтяников заставляла уже не столько жажда наживы (большую часть нефтедолларов приходилось отдавать в госказну), сколько необходимость остаться на плаву.
В результате поставки российской нефти за рубеж выросли за год на 17%, с 149,76 до 175,29 млн тонн (годом ранее экспорт вырос на 12,58%). То есть темпы роста экспорта вдвое превышали динамику добычи. В результате доля экспортируемой нефти в объеме добычи выросла с 33,1% в 2003 году до 36,4%.
Большую роль в повышении экспортной активности сыграла "Транснефть", по магистралям которой было прокачано 188,3 млн т нефти против 159,3 в 2003 году (+18%). Решающую роль в этом сыграло увеличение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы до 55 млн т в год. Как следствие, изменилась структура экспортных транспортных потоков: с 49,3% до 52,7% выросли поставки к морским терминалам, а доля более дорогих железнодорожных поставок сократилась до 4,8% против 6,8% в 2003 году. При этом загрузка нефтепровода "Дружба" выросла незначительно – на 0,7%.
Железнодорожный экспорт нефти сократился на 16,8% – до 8,5 млн тонн. Если вспомнить, что годом ранее нефтяники увеличили отгрузку нефти в зарубежные страны в 2,3 раза, нынешний откат можно расценивать, как умеренный. Естественно, что когда появилась возможность выбора, нефтяники предпочли более экономичный трубопроводный транспорт.
Большая часть железнодорожного экспорта нефти шла в Китай: 5,727 млн тонн. К 2006 году РЖД планирует расширить перевозки российской нефти в Китай до 15 млн тонн.
В отличие от нефтедобычи, которая растет в России начиная с 1999 года, в добыче газа преодоление спада началось лишь в 2002 году (тогда рост составил 2,5%). Годом позже прирост добычи увеличился до 4,2%. А по итогам 2004 года рост замедлился почти вдвое – до 2,2%.
Столь скромный опыт улучшения ключевого производственного показателя, незначительность (по сравнению с нефтедобычей) темпов роста и их колебания пока не дают оснований с оптимизмом оценивать перспективы развития российской газовой отрасли.
Всего в прошлом году было добыто 633,95 млрд м3 газа, включая попутный. Это на 13,6 млрд м3 больше результата предыдущего года.
В десятки раз превосходя другие российские компании по объемам добычи газа, "Газпром" практически остановился в росте (+0,8% против +3,1% по итогам 2003 года). Зато нефтегазовые холдинги и независимые производители наращивают добычу газа ударными темпами: в 2004 году на 10,8% и 12,6% соответственно. И это притом, что вопрос об их допуске к магистральным системам "Газпрома" так и остается без решения: выход на внутренний рынок газа независимых производителей в значительной мере зависит от воли газового концерна, а на платежеспособные европейские рынки им путь вообще заказан.
По данным "Газпрома", корпорация экспортировала в 2004 году в дальнее зарубежье около 140,5 млрд м3, в государства СНГ и Балтии – 52,2 млрд м3, что соответственно на 7,6 и 9,6 млрд м3 превышает объемы экспорта в 2003 году. По итогам работы в 2004 году "Газпром" получил рекордную валютную выручку от реализации газа в дальнее зарубежье – по предварительным данным, около $19,2 млрд.
Несмотря на рост добычи и экспорта, крайне благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, вложения в развитие или хотя бы простое воспроизводство не увеличиваются.
Основной причиной падения инвестиционной активности справедливо называют возросшую неуверенность бизнеса в завтрашнем дне в условиях растущего административного произвола и неопределенности устанавливаемых государством правил игры. Но в 2005 году ощутимо проявит себя и относительно новый фактор: многим компаниям будет просто нечего инвестировать.
Бывший флагман отрасли "ЮКОС" развален до основания, подобравшая его основной актив "Роснефть" увязла в долгах и уже сворачивает инвестиционные программы: отказалась от участия в строительстве газопровода Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск, а также от строительства НПЗ в Приморске (Ленинградская область). Значительную часть инвестиционных ресурсов российских компаний оттянут проводимые в массовом порядке аукционы на участки недр, тем более что к наиболее крупным и перспективным шельфовым проектам по всей вероятности не будут допущены иностранные инвесторы.
По оценкам экспертов – правительственных и независимых – в 2005 году добыча нефти в России вырастет на 5,5 – 6%. Похоже, на большее рассчитывать не приходится. Да и то, если мировой рынок порадует нас высокими ценами. Внутренних причин для развития у отрасли просто нет.
(Полностью обзор опубликован в журнале "Нефтегазовая вертикаль" №3/2005).