Часть крупнейших и красивейших пещер в мире получили свою форму из «рук» самых маленьких строителей, которых только можно вообразить, утверждает группа американских геологов. Аннетт Саммарс Энгел и ее коллеги из университета Техаса полагают, что все красоты Карлсбадских пещер в Нью-Мексико или пещер Фрасасси в Италии были буквально выедены из камня бактериями.
Это примеры карстовых ландшафтов, к которых горная порода была растворена, образовав полости и каналы. Часть из них стала системами пещер, другие были заполнены водой или нефтью, превратившись в водоносные слои и нефтяные месторождения. Большинство карстовых систем образуется тогда, когда угольная кислота (продукт взаимодействия углекислого газа и воды) разъедает карбонатные отложения. Однако эту работу может выполнять и другая кислота, необычный источник которой ученые нашли совсем недавно.
В Карлсбадской и Фрасасской системах работу по превращению известняка (карбонат кальция) в гипс (сульфат кальция) выполнила серная кислота. Гипс хорошо растворяется в грунтовых водах, оставляя за собой постепенно разрастающуюся полость. Стандартное объяснение происхождения серной кислоты – взаимодействие сероводорода из термальных источников с кислородом. Но Энгел и ее коллеги выяснили что в Lower Kane Cave в Вайоминге (одном из классических примеров результатов работы серной кислоты) дела обстояли совсем не так. Пещера действительно содержит источник богатой сероводородом воды, но только очень малая часть этого вещества попадает в воздух пещеры. Зато сероводород используется микроорганизмами, организующими белый слой, покрывающий дно пещеры. Эти бактерии черпают из него энергию, а серная кислота – побочный продукт их обмена веществ. Другими словами, известняк в гипс превращают именно микроорганизмы. И постепенно отходы бактериальной жизнедеятельности превращают крошечные трещины в большие и очень красивые пещеры.