Соляным шахтам, где можно хранить стратегический нефтяной запас страны, не страшен даже ядерный взрыв

 Вот уже четвертый месяц ситуация на топливном рынке остается напряженной. Несмотря на заверения правительства и договоренности между Кабинетом министров и производителями нефтепродуктов о сдерживании цен на горючее, многие эксперты и водители уверены: бензин подорожает. Вопрос только – когда. Но государство могло бы влиять на топливный рынок не только указами и постановлениями, но и рыночными методами, удовлетворяя потребность покупателей в недорогом качественном топливе. Вот только нет у государства этого топлива. Хотя о создании стратегического запаса нефти и нефтепродуктов говорят уже давно. О том, как можно решить эту проблему, "ФАКТАМ" рассказал профессор, доктор геолого-минералогических наук, главный научный специалист Института геологических наук Национальной академии наук Украины Дмитрий Хрущев, уже много лет занимающийся данным вопросом:

– Мировой опыт показывает, что страна может считаться развитой и сильной только в том случае, если она обладает достаточным запасом недорогих энергоносителей, а главным из них сегодня является нефть. К сожалению, Украина зависит от импорта энергоносителей, и перебои в поставках сырья могут иметь катастрофические последствия. Ведь любые изменения на рынке тут же влияют на стоимость горючего, а вслед за этим и других товаров. Для примера можно вспомнить недавний топливный кризис. Будь у государства достаточный запас нефти или нефтепродуктов, которые можно было бы оперативно выбросить на рынок, скачка цен удалось бы избежать.

Для создания стратегического запаса энергоносителей необходимо, во-первых, финансирование закупок нефти, а во-вторых, оборудование хранилищ, способных вместить большие объемы сырья. С начала 90-х годов наш институт занимается проблемой создания природных хранилищ для нефти или нефтепродуктов. Еще тогда мы передали свою программу Кабинету министров и профильным комитетам. Проект был поддержан на всех уровнях, но… Как это часто бывает, средств и ресурсов на ее воплощение у государства тогда не нашлось. Результаты такой "экономии" мы можем видеть сегодня.

Кстати, теперь правительство активно ищет возможности в кратчайшие сроки создать стратегический запас топлива. Особое участие в решении этой проблемы принимают заместитель министра топлива и энергетики Украины Богдан Клюк, заместитель директора департамента нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Татьяна Стадник и ряд специалистов.

Ведь для создания такого запаса в первую очередь нужна государственная программа, в которой будут учтены все аспекты наполнения, хранения и реализации резерва, законодательная база, средства в госбюджете и, естественно, специальные хранилища, разработкой которых мы и занимаемся. Они представляют собой резервуары, искусственно созданные в толще соляных отложений. В Украине уже существует несколько таких хранилищ, используемых Министерством обороны. Эти емкости создаются геотехнологическим методом, а проще говоря, путем размыва соляных отложений водой. Объем одного хранилища может достигать 500 тысяч кубических метров. В нашей стране соляные толщи, которые можно использовать для создания хранилищ, находятся в Днепровско-Донецкой впадине, на Северном Донбассе, в окрестностях Карпат и города Измаила.

Один из основных критериев оценки любого сооружения – его безопасность и экологичность. Но именно экологическая безопасность данных хранилищ является главным аргументом в их пользу. Во-первых, подземные резервуары при своих огромных размерах практически не занимают полезную площадь на поверхности, в отличие от традиционных нефтехранилищ. Во-вторых, подземный резервуар гораздо лучше защищен от внешних воздействий, что сводит вероятность возгорания к минимуму. Ну, и самое главное: по расчетам отечественных и зарубежных экспертов, подземные нефтехранилища можно безопасно использовать тысячи лет, и им не страшен даже ядерный взрыв.

Есть еще один аргумент, очень веский в наших условиях. Любой масштабный проект требует больших капиталовложений. Однако могу заверить, что создание подземных хранилищ обойдется на 25–30 процентов дешевле, чем строительство наземных аналогов. А разница в расходах на эксплуатацию данных объектов вообще несоизмерима.