Селу Солотвино на Закарпатье достался богатый дар природы — соляные шахты. А над ними — соляные озера, соперничающие по своим уникальным свойствам с Мертвым морем. Но зелень, которая радует глаз на фотографии рекламного буклета, на берегах целительных озер давно вытоптана. Удивляешься неприхотливости тысяч людей, которые съезжаются на дешевый курорт. А вот у крупнейшей в мире аллергологической лечебницы в недрах соляной шахты хозяин более рачительный — все здесь продумано до мелочей.
Шахтные сооружения в советские времена нельзя было фотографировать на фоне гор на западе из соображений государственной безопасности. В километре — румынская земля. Приграничные (особенно румынские) села поражают нарядными трехэтажными особняками. А шахта имеет вид многих советских предприятий, чей взлет в прошлом. Она казалась бы заброшенной, если бы громадное железное колесо над крышей время от времени не вращалось, поднимая клеть лифта на поверхность. Техника кажется предельно изношенной, и, спускаться под землю на 300 метров в насквозь проржавевшем железном коробе, становится немного не по себе.
Но фантастический андеграунд, в который попадаешь спустившись, того стоит. Длинные коридоры уходят в никуда, сводчатый потолок слоистый, серо-белый. Соль под ногами — соль над головой. Звенящая тишина и какая-то непривычная атмосфера. Ничем не пахнет, но воздух другой. Самый чистый в мире: содержание микроорганизмов в 10 раз меньше, чем в операционной. Он насыщен биоактивным аэрозолем хлористого натрия, оздоравливающим слизистую дыхательных путей. В соляной толще практически нет радиации и электромагнитных волн, аллергенов и вредных газов. Ветровки одевали напрасно, круглый год под землей температура 22 — 23 градуса, влажность 20 — 40%. В солотвинской шахте несколько этажей; один принадлежит аллергологической больнице. В подземном отделении есть вентиляционная система, водопровод, канализация, электричество и телефон. А для тех, кто знает, что лечение тела невозможно без врачевания души, — маленькая христианская церковь. За темными занавесками ряды кроватей — палаты. Тут больные ночуют, и в это время воздействие спелеотерапиии самое полезное. Есть и дневные сеансы, но и днем люди частенько дремлют. Микроклимат пещер расслабляет и действует усыпляюще.
Пора раскрыть секрет лечения природными факторами. Длительное воздействие этого воздуха (18—22 сеанса) может полностью излечить ребенка от аллергии, бронхиальной астмы и других заболеваний бронхов (до 95—97%) и облегчает на несколько лет жизнь взрослого больного (эффективность 84—87%). Не ищите аналогов. Ведь после спуска с гор или применения других видов лечения к аллергику возвращается его состояние. Неизменно приветливый главврач клиники Ярослав Чонка упоминает и другие виды щадящего немедикаментозного лечения: фитотерапия, иглорефлексотерапия, вибромассаж и многое другое, не считая специальных кабинетов.
Всегда интересно узнать цены. Для иностранцев пребывание в лечебнице стоит примерно 100 у.е. в день, для граждан Украины — на порядок дешевле. Впрочем, малоимущих больных облздравотделы сюда направляют бесплатно, в порядке живой очереди. За год клиника может принять около 3000 больных.
Если вы любите каменную разновидность соли, то, скорей всего, пользуетесь дарами солотвинской земли. Природный кристалл соли часто рыжеватый — это видны: 0,3 процента включений микроэлементов (калия, магния, железа и т.д.), еще 0,1 процента — нерастворимые черные крупинки. Жизненно необходимые для организма микроэлементы усваиваются на все сто и тем отличают состав каменной соли от только NaCl поваренной.
Но в последнее время подземные силы за что-то разгневались на солотвинцев. Подземные воды размывают соляные пласты и при неблагоприятном стечении обстоятельств через насколько лет могут «растворить» лечебницу.
В память о необычном путешествии покупаю хрупкий полупрозрачный сувенир. Завораживающей красоты соляные кристаллы для продажи лежат прямо на грязной тряпице. Так без особой заботы относится руководство поселка и к соляным озерам. Год от года местность приходит в упадок, не выдерживая наплыва желающих оздоровиться за копейки. Неглубокие водоемы стали похожи на грязные лужи. Больно смотреть, как разбазаривается природная сокровищница. Но, сделав необходимые инвестиции, можно превратить этот депрессивный район в туристическую мекку. Места красивые, да и соль в земле есть.
Не от хорошей жизни местные жители становятся «заробитчанами» и уезжают. Приграничные территории переживают нелегкие времена из-за введения виз. И рабочие места для знакомых с западным сервисом закарпатцев жизненно необходимы. Близкие к границе села уже стали более европейскими (хотя злые языки и утверждают, что главный доход приносит контрабанда). Центральные улицы украшают нарядные магазинчики, уютные кафе. Надеюсь, попав сюда через несколько лет, увидеть, что Солотвино для любителей водных и воздушных соляных ванн станет модным европейским курортом.