Минприроды поручило до 16 сентября проработать весь комплекс вопросов, связанных с практическим применением новой классификации запасов и ресурсов нефти и газа, – пишут “Известия”.
Об этом говорится в протоколе совещания «О государственном балансе и классификации запасов нефти и горючих газов» от 12 июля, подписанном главой ведомства в начале августа (копия есть у «Известий»). А к 18 октября Минприроды должно подготовить и принять все нормативные документы, которые используются компаниями при проектировании разработки месторождений нефти и газа. Однако применять новую классификацию запасов нефти и газа начнут не сразу. По информации источника в Минприроды, принимавшего участие в разработке документа, переоценивать запасы по ней планируют с начала 2016 года, поскольку до этого срока нужно апробировать классификацию на практике и принять ряд сопутствующих нормативных документов. Собеседник подчеркивает, что новая классификация будет отличаться от действующей прежде всего учетом экономической составляющей разработки месторождений. Так, запасы категории А будут приближены по своим характеристикам к запасам PDP по международным стандартам PRMS. В пресс-службе Минприроды эту информацию не комментируют.
На совещании в ведомстве, где обсуждалась доработка классификации запасов нефти и газа, присутствовали представители «Газпрома» и НОВАТЭКа, «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», «Татнефти», «Башнефти» и «Русснефти», а также западных нефтесервисных компаний Schlumberger и Halliburton.
Как следует из протокола совещания, представители «Газпрома», «Роснефти», НОВАТЭКа сошлись во мнениях, что их компаниям удобно работать по действующей сейчас классификации запасов. Причем член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов даже подчеркнул, что необходимость принятия новой классификации для компании неочевидна. По его мнению, для того чтобы повысить статус новой классификации на международном уровне, одному из ее разработчиков – Государственной комиссии по запасам нужно пройти международную сертификацию на уровне мировых аудиторов.
Вице-президент «Лукойла» Илья Мандрик заметил, что разница оценки запасов компании по российской классификации и международной сегодня составляет 57-58%. Это означает, что компании придется существенно снизить оценку своих запасов по новой классификации. В то же время, по его мнению, учет оценки экономической эффективности разработки запасов в новой классификации обязателен. Илья Мандрик считает, что компаниям следует дать возможность пересчета запасов по российским стандартам ежегодно, а не только на весь срок эксплуатации месторождения, как это прописано в документе.
Заместитель гендиректора «Сургутнефтегаза» Вячеслав Чирков одобрил, что по новой классификации извлекаемые запасы будут определяться в рамках проекта разработки месторождения. А заместитель гендиректора «Татнефти» Раис Хисамов внес предложение об учете данных по выработанности, вязкости и другим параметрам месторождений, по которым предоставляются налоговые льготы. Директор департамента геологоразведки «Роснефти» Сергей Бачин полагает, что по новой классификации коэффициент извлечения нефти (на основе его величины сегодня производится постановка на госбаланс запасов нефтяных компаний) следует пересмотреть в сторону уменьшения, в основном по новым месторождениям. Однако это повлечет за собой списание извлекаемых запасов.
По мнению директора Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, в новой классификации должны выделяться группа экономически эффективных и группа экономически неэффективных для разработки извлекаемых запасов нефти и газа. Глава Госкомиссии по запасам (ГКЗ) Юрий Подтуркин, как следует из протокола, считает, что классификацию следует доработать с учетом сопоставления стандартов оценки запасов других мировых классификаций, что позволит создать конвертор, способный унифицировать подходы к их оценке. За основу можно взять уже проделанную ГКЗ подобную работу по твердым полезным ископаемым, которая получила международное признание. По информации источника «Известий» в Минприроды, замечания участников рынка и разработчиков проекта в последней редакции классификации учтены частично.